Есть вопрос«ИИ в искусстве — как калькулятор для математика»
Заменит ли ИИ цифровых художников?: Спросили у иллюстраторов

Какое-то время назад ленты в социальных сетях были переполнены изображениями в стиле японской анимационной студии Ghibli, созданные ИИ. Заразительность этого тренда вполне объяснима — кто бы не хотел стать частью известной аниме-вселенной за считанные минуты и ноль тенге? Но чем же чревата популярность нейросетей в искусстве для настоящих профессионалов этой сферы? Зарубежные художники уже не раз высказывались на эту тему, а лицо студии Ghibli, Хаяо Миядзаки, еще в далеком 2016 году назвал работу ИИ — «оскорблением самой жизни». А что же скажут художники Казахстана?
Мы пообщались с представителями современного искусства, чтобы познакомиться с их творческим началом и обсудить значимость искусственного интеллекта в контексте художественной культуры.
Текст Алтынай Февральева
Редактура Султан Темирхан
lunifura, цифровой художник-иллюстратор
Я играла на фортепиано с семи лет в гимназии. Просила родителей отдать меня на ИЗО, но там не было мест. Все равно тянуло на рисование. После девятого класса мне сказали выбрать колледж, и я выбрала менеджмент туризма. Не хотела идти на дизайн или архитектора из-за того, что думала этим не заработать. Помогала семье, училась одновременно в колледже и подрабатывала в сотовой связи. Отработала там пять лет и начала уже с дома рисовать. Я смотрела как другие художники рисуют и зарабатывают, тоже так захотела. Начинала с простых заказов по 500 тенге. Летом подрабатывала официанткой, одновременно на телефоне отрисовывала заказы, было это в году 2017. Все-таки зарабатывать и заниматься своим любимым делом — удовольствие! А так, рисую с детства, но усердно начала интересоваться этим делом с 15–16 лет.
О стиле и вдохновении
Вдохновляли меня разные художники, особенно что-то в стиле полу-реализма в аниме. Стиль — короткие мемы, которые стараюсь делать 4-6 раз в неделю. Особенности в стиле это глаза и, думаю, рендер.
Об искусственном интеллекте
Сложно не столкнуться с ИИ, когда сейчас его используют на каждом шагу. Что касаемо ИИ в рисовании, думаю, у меня схожее мнение с большинством художников. ИИ обучался рисованию по работам художников без их на то согласия, и, как по мне, — это неэтично. Поэтому, я придерживаюсь мнения, что в сфере искусства люди, уважающие работы тысяч художников, будут обращаться к настоящим художникам. Сама я ИИ не использую в рисовании, да и для меня в этом нет потребности.
В СНГ, как мне кажется, намного чаще стали прибегать к использованию ИИ, вместо обращения к художникам. Но на западном рынке до сих пор большей популярностью пользуется обращение именно к настоящим художникам.
ИИ обесценивает искусство
Однозначно не считаю ИИ искусством, потому что это просто машинные вычисления. В плане техники ИИ может уже и достиг профессионализма. Но он, по сути, просто учится и копирует у профессионалов. Я считаю, что ИИ обесценивает арт. Арт должен быть роскошью, а сгенерированная за пару секунд картинка превращает арт в простой мусор. Но, пока есть ценители живых художников и их работ — арт будет жить.
Угроза ли ИИ для художников?
Я, в основном, работаю с иностранными заказчиками и виртуальными стримерами, так что, лично я никакую угрозу не ощущаю. Однако я не поддерживаю такого рода использование искусственного интеллекта.
Я не боюсь ИИ. Художники тоже не стоят на месте — приходит что то новое, наше искусство тоже эволюционирует. Я считаю, что ИИ умеет только копировать и комбинировать, а настоящее искусство — доступно только человеку.
Tleuberdina Magira, цифровой художник-иллюстратор, комиксист
Быть художником было для меня великой мечтой
До работы на фрилансе я недолго работала продавцом консультантом в Meloman. По профессии я филолог, но всегда занималась творчеством. Я нигде не училась рисовать, скорее у меня были какие-то предрасположенности, возможно, талант. Но, также нельзя не отметить, что я всю жизнь рисовала. Быть художником было для меня великой мечтой — меня вдохновлял мой муж, который очень в меня верил.
О стиле и вдохновении
Я ребенок телеканалов Jetix, Disney, Nickelodeon, Cartoon Network, и, когда я искала свой стиль, я прибегала к своим источникам вдохновения. Мой стиль постоянен, но он немного меняется. Иногда я рисую в стилистике мультяшной, иногда стараюсь сделать рисунок чуть более серьезным — но, это обычно всегда стилизованно под геометричность.
Об искусственном интеллекте
Я принципиально не использую ИИ в своих рисунках — даже в создании комиксов, придумываю идеи сама. Мне не очень интересно использовать его, у меня смешанные эмоции на этот счет. Я человек честный, мне важно быть честной с самой собой. И, если мне что-то не нравится, я не буду за это браться. ИИ для быстрого результата, а цель художника — уметь получать удовольствие от процесса.
В ИИ нет души
Я не чувствую ничего, когда вижу работы ИИ, ведь такие картинки ни о чем не говорят — в них нет души. Я не считаю это искусством — это мое мнение, и оно не есть истина, но оно такое. Для меня это как фильтры в соцсетях, ничего серьезного. Для быстрого результата люди его используют — в этом нет ничего плохого. Но для меня это совершенно пусто. Даже если ИИ станет профессионалом, машина есть машина, все, что она делает, — это сборная солянка из человеческой фантазии. А человек даже ошибки делает по-своему с душой, и это совершенно, прекрасно и чудесно, потому что в этом есть душа. И это главное различие. Когда у роботов появятся души, тогда я и забеспокоюсь об ИИ в искусстве.
Угроза ли ИИ для художников?
Я не боюсь за свою профессию. Художник, который работает в нескольких сферах, имеет свой стиль, делает что-то для общества — им нечего боятся. ИИ в искусстве, как калькулятор для математика. Это не страшно, я боюсь только того, что люди привыкнут к некрасивому.
Я очень большой патриот и хочу, чтобы наша страна расцветала в искусстве — ведь это расширяет сознание, это учит человека понимать, это очень важно.
aruksyu, цифровой художник-иллюстратор
Рисованием я занимаюсь сколько себя помню
Искусством я занимаюсь с самого начала своего пути — у меня не было других профессий, и творчество всегда было в центре моей деятельности. Рисованием я занимаюсь сколько себя помню — всегда тянулась к карандашам, краскам, всему визуальному. Когда пришло время выбирать профессию, я уже четко знала, что хочу идти в творчество. Родители поначалу немного смутились, но потом поддержали мой выбор, за что я им очень благодарна! Сразу после девятого класса я поступила в художественный колледж имени Жургенова на специальность аниматора. Там я получила хорошую базу и поняла, что визуальное искусство — это действительно мое. После колледжа решила продолжать в этом направлении, но уже больше в сторону визуальной разработки. Поступила в Ванкувер на годовое обучение в VFS, где училась на концепт-художника.
О стиле и вдохновении
Меня всегда вдохновляли мультфильмы, книги, атмосферные миры, которые создают художники. Тогда я могла часами разглядывать чужие работы в интернете. Это было очень мощным толчком — хотелось создавать что-то свое, такое же живое и выразительное.
Мои друзья и знакомые часто говорят, что у меня есть свой стиль — и, возможно, со стороны это действительно так. Если бы мне сказали об этом 3-4 года назад, я бы прыгала от счастья! Сейчас я к этому отношусь спокойнее, иметь свой стиль уже не кажется такой важной целью, как раньше. Гораздо интереснее для меня свобода — экспериментировать с формой и подачей, пробовать новые техники, разные подходы и т.д. Наверное, в этом есть влияние моей профессии. Визуальная разработка часто требует гибкости и адаптации под разные задачи. Только тогда можно добиться уникального и рабочего результата.
Об искусственном интеллекте
На данный момент я не использую ИИ в своей работе. Мне ближе рисование в классическом смысле, в котором я полностью вовлечена в процесс. Конечно, я слежу за развитием нейросетей и понимаю, что они становятся все более доступным инструментом для художников.
Возможно, это действительно неизбежная часть индустрии в будущем. Но меня больше тревожит не сам ИИ, а контекст, в котором он используется. Многие ИИ-модели обучаются на чужом контенте без согласия авторов, а за всей этой технологией стоит довольно циничная система. В первую очередь, капиталистическая логика, где творчество превращается в ресурс, который можно масштабировать, удешевить и использовать без разрешения автора. Наверное, это звучит резко, но за кажущейся нейтральностью ИИ стоит довольно сложная и не всегда честная модель использования человеческого труда.
Я понимаю, что у каждого свое отношение к этому вопросу, но сейчас, для себя, я не вижу необходимости в таком инструменте. Мне удобнее работать самостоятельно и в рабочем, и в этическом плане.
Работы ИИ сложно назвать искусством
Для меня искусство это что-то очень глубоко человеческое, что-то, что рождается из личного опыта и эмоций. В случае с нейросетями, речь идет не о творчестве, а о процессе компиляции. Алгоритмы собирают элементы из уже существующих данных и конструируют на их основе новое изображение. Это больше похоже на мозаичный процесс, чем на осмысленный подход. В этом нет авторского виденья или диалога со зрителем. Поэтому для меня такие изображения остаются техническим продуктом, а не художественным актом.
Угроза ли ИИ для художников?
Изначально, когда я впервые столкнулась с изображениями, сгенерированными искусственным интеллектом, они вызывали у меня смешанные эмоции. Это одновременно и заставило удивиться их качеству, и привело к размышлению о будущем в индустрии. Сейчас я отношусь к ним скорее нейтрально. У меня пока нет четкого виденья, к чему приведут нейросети и какое место они займут в моей сфере. Я чувствую себя сторонним наблюдателем, с интересом следящим за ситуацией.
Искусство это не только красивая картинка или хорошо сложенная мелодия. Это человеческие переживания, сомнения, любовь, цели и прочее. Парадоксальность ИИ состоит в том, что оно пытается решить проблему художника. Но ведь это и не проблема вовсе, и решения — не требует. Люди рисуют, поют, пишут не потому что нужно, а потому что они этого хотят.
ИИ может закрыть нужду в быстрых визуальных продуктах для коммерческих целей. Возможно, многие художники потеряют часть своей работы, которая не требует глубокого погружения и креативного подхода. Не могу сказать, хорошо это или плохо. У художников, которым и так нелегко приходится, заберут лишнюю возможность заработать себе на хлеб. При условии уже большой конкуренции и переизбытка людей в сфере, не уверена, что многие обрадуются таким переменам.
Так или иначе, даже если в будущем картинки созданные ИИ нельзя будет отличить от нарисованных, искусство никуда не денется. Потому что желание творить у человека — забрать невозможно.
Обложка: aruksyu
Комментарии
Подписаться