Споры о том, как же правильно называть регион, состоящий из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, идут еще с девяностых. Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили тему и взяли комментарий у историка-востоковеда Жара Зардыхана. Выяснили, какое определение уместно использовать в сегодняшнем политическом и географическом контексте.

Автор АЛЕКСАНДРА АКАНАЕВА

Средняя Азия

«Средняя Азия» — советское название региона, в который входили Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР, ранее образующие Среднеазиатский экономический район. Согласно Большой Советской энциклопедии 1975 года, «Средней Азией» считалась часть азиатской территории СССР от Каспийского моря на Западе до границы с Китаем на Востоке и от Арало-Иртышского водораздела на Севере до границы с Ираном и Афганистаном на Юге. Казахская ССР не входила в регион, поэтому возникло определение «Средняя Азия и Казахстан».

Центральная Азия

«Центральная Азия» — название региона, укоренившееся после обретения Казахстаном независимости. В 1992 году правящий тогда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на саммите государств Средней Азии предложил отказаться от определения «Средняя Азия и Казахстан» в пользу «Центральной Азии», охватывающей все пять постсоветских государств региона. В 1993 году в Ташкенте прошел саммит глав этих стран, на котором приняли решение использовать определение «Центральная Азия».

С точки зрения географии можно вновь обратиться к Большой Советской энциклопедии 1975 года. Согласно ее определению, Центральная Азия — это природная страна в Азии, включающая пустынные и полупустынные равнины, плоскогорья и нагорья. Ограничена на восток южной частью Большого Хингана и хребта Тайханшань, на юг — продольной тектонической впадиной верхнего Инда и Брахмапутры (Цангпо). На западе и севере граница Центральной Азии соответствует горным хребтам Восточного Казахстана, Алтая, Западного и Восточного Саяна, приблизительно совпадая с государственной границей между СССР, с одной стороны, Китаем и Монголией — с другой.

Впервые же название возникло еще до советских времен, после появления одноименного сочинения А. Гумбольдта L’Asie Centrale в 1843 году. В этом фундаментальном труде территории к югу от Алтая вплоть до северного склона Гималаев были отнесены к Центральной Азии.

Политика и независимость

«За этим выбором (использовать термин «Центральная Азия» — Прим.ред.) легко читается стремление независимых государств придать себе «вес» на политической арене. Заявив о своей «центральной роли в азиатском регионе», их лидеры символически заявили о своем намерении отказаться от российской опеки и одновременно противопоставили постсоветское азиатское пространство другим геополитическим объединениям, — пишет исследовательница Светлана Горшенина в своей книге «Изобретение концепта Средней/Центральной Азии. Между наукой и геополитикой».

Эксперты Института исследований Центральной Азии заявляют, что Центральная Азия превратилась в отдельный международный регион лишь после распада Советского Союза. По их словам, первоначальная слабость постсоветской России способствовала тому, что Центральная Азия стала регионом, в котором стала существовать значительная геополитическая конкуренция; cовременная Центральная Азия — преемница, но не эквивалент советской Средней Азии».

Жар Зардыхан,

Ph.D., историк-востоковед

У названия «Центральная Азия» — исторические, географические и правовые обоснования. Во-первых, это географический термин, не самоназвание, в отличие, например, от «Срединного государства» (Zhōngguó), которое мы вольны называть Китаем, а англоговорящие — China. Вся эта риторика о «переименовании» региона в Центральную Азию в 1992 году с заявкой на «центральную роль в азиатском регионе», конечно же, связана не с амбициями, а с географическим расположением. Вряд ли у Центральноафриканской республики — одной из самых бедных стран мира — далеко идущие планы на доминирование в Африке. Центр (круга, футбольного поля, Азии) — это объективное пространственное обозначение, которое не зависит от того, кто вы, кто я, кто рядом со мной, и откуда вы смотрите. Даже если вы забеспокоились о моем местонахождении, выпивая где-то на Мадейре портвейн, Центральная Азия останется объективным обозначением. Все «средние» величины и данные относительны и не могут существовать сами по себе, а для их определения нужны, как минимум, еще два обозначения: два брата, два социальных класса, две «части» Азии. Поэтому в международных организациях (например, ООН), официально используются только объективные географические деноминации, как например, «Центральная Азия», «Западная Европа» или «Юго-Восточная Азия». Вместо субъективного Ближнего (или Среднего) Востока используется не Near East или Middle East, а Western Asia (Западная Азия).

«Средняя Азия» — это руссоцентричное политико-географическое обозначение, перекочевавшее из Российской империи в советскую географическую номенклатуру, которое в первую очередь определяло не конкретное месторасположение, а границы политического контроля. Поэтому, во многих языках отличия между «Средней» и «Центральной» Азией не существует вообще, и объяснить разницу очень сложно даже высокообразованным людям. Да, можно встретить упоминания о «Средней Азии» и в европейских источниках (Asie moyenne, Middle Asia, Mittelasien), но они в основном используются в российском (или позднее в советском) контексте, и, разумеется, никто их не использует для описания современной географии. А вот «Центральная Азия» (Asie centrale, Central Asia, Zentralasien) в их понимании часто соответствовало современному концепту, который включал как «российскую Среднюю Азию», так территории вне ее влияния (Hugo Stumm, Russia in Central Asia. Historical Sketch of Russia's Progress in the East Up to 1873 [1885]).

«Среднюю Азию» Россия (а позднее СССР) напрямую контролировала, а «Центральную Азию» — нет. Например, достаточно было пройти несколько шагов от границ Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР в сторону Афганистана — и вы моментально перемещались из «Средней Азии» в «Центральную Азию», хотя еще не покинули границы исторического Бадахшана. Концептуально, «Средняя Азия» немного схожа с ныне некорректным термином «Средняя Европа» (с немецкого Mitteleuropa), который, в отличие от Центральной Европы, отражал пангерманистскую политическую сферу влияния Пруссии, и посему был любим нацистскими геополитиками. Между тем, зыбкость советских географических терминов ввиду изменения политической обстановки позднее отразится и на пресловутом советском обозначении «Средней Азии и Казахстана», хотя исторически территория современного Казахстана считалась частью «Средней Азии» (Русский Туркестан. География и статистика. Выпуск первый [1872]).


Обложка: USGS / Unsplash