Вслед за «Ұят емес» мы продолжаем новый спецпроект «Айналайын», где поднимем проблемы самого уязвимого меньшинства в мире — детей. Айналайын — это ласковое казахское прозвище, которое не имеет аналогов в русском языке. Дословно «айналайын» означает «Кружусь вокруг тебя». Раньше родители ходили вокруг юрты с больным ребенком внутри, чтобы забрать его недуг, защитить от злых сил.

Все это лето мы будем говорить о правах и защите детей, детдомах, домашнем насилии, детском труде, торговле детьми и рабстве, материнстве, жизни и развитии детей с особенностями, буллинге, образовании, уголовной ответственности и будущем. Мы встретимся с экспертами и властями, жертвами и активистами, и, конечно же, с детьми. В этом материале мы попросили юриста и блогера Ержана Есимханова написать колонку о воспитании.


Дети часто бесят. Если не врать себе и не строить идеального родителя с розовыми крылышками, нужно признаться — дети бесят часто. Выводят из себя. Пока они еще совсем маленькие, и всех нужд у них — поесть, поспать и побыть на руках у мамы с папой, проблем меньше всего. Проблемы начинаются, когда они подрастают. Когда делают что-то явно назло. Когда не прислушиваются к аргументам, которые мы, взрослые, считаем разумными. Когда просто не слушают.

Дети выводят — и ты выходишь из себя. А потом ходишь, кусаешь локти, злишься, ешь себя поедом: «Это же ребенок! Нельзя срываться! Ты же взрослый, ты же умный!» Каждый раз, каждый долбаный раз, когда я по какой-то причине повышаю голос на детей (будь я хоть сто раз прав при этом), потом хожу и ругаю себя последними словами. А потом это происходит опять. И опять. И опять. И ты пытаешься найти ответы, понять, что ты делаешь не так, советуешься с родителями, с друзьями, и в итоге лезешь в интернет читать детских психологов.

А все детские психологи, будь они прокляты, твердят одно и то же — детям нужна любовь. Любите — и все получится. А это, знаете ли, слишком неконкретная рекомендация. Я люблю своих детей, и именно поэтому я с ними строг. Можно ведь любить по-разному. Можно завалить ребенка игрушками и подарками, решать за него все проблемы, ограждать от всего — и вырастить безвольного, капризного, самовлюбленного человека. И это будет проявлением огромной любви. А можно держать в ежовых рукавицах, заставлять соблюдать правила, быть строгим и непреклонным — и вырастить затюканного и несамостоятельного. А можно, наоборот, позволять решительно все под лозунгом саморазвития — и вырастить конченого раздолбая. Все это будут проявления любви. Так что любовь сама по себе ничего не решает. Нужен, помимо любви, еще какой-то инструмент.


А все детские психологи, будь они прокляты, твердят одно и то же — детям нужна любовь


И в итоге ты понимаешь, после всех раздумий, после нервов и самокритики, что этот инструмент — терпение. Простое, банальное терпение, вот это «сжал зубы и терпи». Терпи, когда не получается найти общий язык. Когда истерят, не слушаются, не понимают. Когда беспричинно обижают друг друга. Терпи, разнимай, успокаивай, проговаривай одни и те же вещи снова и снова. И еще раз. И еще раз. И еще. И тогда — в сотый раз — тебя, может быть, поймут. Может быть, услышат. А если ты сам будешь истерить в ответ на чужую истерику — тебя не услышат никогда.

Потому что, если задуматься, бесят не дети. Бесит то, что на твоих глазах возникает полностью самостоятельная личность, с которой ты обязан считаться. У которой есть свои правила, свои границы, свой характер. Хочешь — сломай эту личность для собственного спокойствия. Нет — терпи.

Лучше потерпеть. Потому что иногда эта новая личность слишком сильно похожа на тебя самого.


обложка: giphy.com