Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа — новый герой рубрики «Где ты работаешь», в которой мы рассказываем о работе в известных зданиях Алматы и Астаны.

Таких музеев по всему миру немного, а музей в Алматы единственный в Центральной Азии. О его создании и уникальных экспонатах нам рассказала руководительница научного отдела Нурлы Ибадуллина.

Текст Айзере Малайсарова

Фотографии Офелия Жакаева

Расположение

ул. Зенкова, 24

Год постройки

1908

Архитекторы

А. П. Зенков

Историческая справка:

Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа был создан в 1981 году. Изначально он находился в здании дома аксакала города Верного Ахмеда Сейдалина по адресу Панфилова, 99. Два года спустя музей переехал в нынешнее здание, построенное в 1908 году по проекту архитектора Андрея Зенкова параллельно с Вознесенским кафедральным собором.

За время существования дом многократно менял свое целевое использование. С 1908 года это был Дом офицерского собрания, в 1918 году здесь размещался Верненский уездно-городской Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и проходил первый Семиреченский областной съезд Советов. После 1918 года здесь располагались почтово-телеграфная контора, кинотеатр «Красная Звезда», Дом офицеров Среднеазиатского военного округа.

В 1990 году музею присвоили имя кюйши и кобызиста Ыхласа Дукенулы.

Нурлы Ибадуллина

руководительница научного отдела

О работе

Я окончила исторический факультет КазНУ имени Аль-Фараби по специальности археология и этнология. Еще со школы мне были интересны казахская и мировая история, но в музее впервые побывала только в 2015-2016 году в рамках изучения дисциплины «Казахские национальные инструменты». Мне музей тогда понравился. Через несколько лет предложили вакантное место и я устроилась сюда работать как научный сотрудник.

Первые сотрудники музея были музыкантами, основали Ансамбль «Сазген». Они регулярно давали концерты, выступали за рубежом, популяризировали музей и собирали экспонаты

В начале карьеры в обязанности входило обновление информации по всем инструментам. Работала в архивах и библиотеках: искала историю инструментов, их создателей, узнавала, есть ли какие-то легенды и мифы о них — их любят дети, которые к нам приходят. Все верят в легенду о Коркыте и кобызе, так и почти у каждого инструмента есть своя история.

Когда дарят современные инструменты, мы просим рассказать не только технические характеристики, но и истории связанные с ними: кто создал, что играли, какие известные музыканты с ними связаны.

Сейчас я руковожу научным отделом. Слежу за младшими научными сотрудниками и экскурсоводами, составляю отчеты, провожу мероприятия. Первые сотрудники музея были музыкантами, основали Ансамбль «Сазген». Они регулярно давали концерты, выступали за рубежом, популяризировали музей и собирали экспонаты. Сейчас в музее работают как историки, так и филологи. Желательно разбираться в музыке, но не обязательно иметь музыкальное образование.

О музее

В становлении музея большую роль сыграл Узбекали Жанибеков, государственный деятель, этнограф, ученый. Он своими силами собрал коллекцию инструментов, нанял мастеров, чтобы они восстановили казахские национальные инструменты по чертежам, описаниям и архивным материалам. Зарубежные инструменты он находил у иностранных студентов, театров, домов культуры. Ныне музей устанавливает тесные связи с посольствами и консульствами разных стран. Мы направляем официальные запросы и просим подарить инструменты, которых у нас нет или их недостаточно. По случаю дарения устраиваем официальную церемонию с торжественным концертом, на которых музыканты показывают, как играть на этих инструментах.

На всех инструментах периодически играют приглашенные музыканты, чтобы они не потеряли свой природный звук

В 2012 году музей был полностью отреставрирован. Раньше было семь залов: пять казахских и два зарубежных, но по мере расширения коллекции в 2020 году открыли два дополнительных зала Азии и Европы. Из новшеств поставили медиастолы, на которых можно прочитать полное описание каждого инструмента на трех языках и послушать их звук через наушники. В пятом зале мемориальных инструментов звучит антология «Жәдігер» — запись игры на подлинных инструментах известных деятелей. Также по просьбам посетителей мы разложили некоторые инструменты на открытом столе. Посетители могут потрогать, поиграть и сфотографироваться с ними.

На витринах выставлено более 300 инструментов, в закрытом фонде хранится намного больше — в залах просто не хватает места. Мы стараемся не выставлять классические инструменты типа скрипки или фортепиано, берем уникальные, принадлежащие определенному народу. Фондохранитель ежедневно осматривает инструменты, и в случае возникновения дефектов мы передаем инструменты мастеру-реставратору. На всех инструментах периодически играют приглашенные музыканты, чтобы они не потеряли свой природный звук.

Экскурсия по залам

В первом зале находятся настоящие археологические находки с первыми изображениями музыкальных инструментов. На одном пятитонном камне нарисован шаман, играющий на духовом инструменте, и вокруг него танцуют духи людей и животных. Этот танбалы тас относится к периоду палеолита, трех-четырех тысяч лет до нашей эры.

Самые древние экспонаты — сазсырнай и дунгуршек — были найдены на раскопках городища Отырар и датируются VI-VII веками. Также у нас есть отреставрированные кобызы из Саратовской области времен Золотой орды и из Украины времен кыпчаков.

В мемориальном зале представлены оригинальные инструменты известных куйши, композиторов, сказителей, поэтов XIX-XX веков

В мемориальном зале представлены оригинальные инструменты известных куйши, композиторов, сказителей, поэтов XIX-XX веков. Их долгое время хранили потомки, государственные деятели или другие известные личности, потом их передали нам. Самый старый инструмент принадлежал Махамбету Утемисову, ему больше 150 лет. Есть домбры Биржан сала, Акан Серы, Шакарима, Ахмета Жубанова, Нургисы Тлендиева, Дины Нурпеисовой.

Домбра Абая Кунанбаева совкообразная, трехструнная, какие были распространены на востоке Казахстана. На ней играл он сам, его сын Акылбай и внук Исрайыл. Только домбра Курмангазы копия, оригинал хранится в культурном центре имени Курмангазы в Астраханской области. В наш фонд ее передал мастер Едиге Набиев в 2018 году во время празднования 200-летия Курмангазы.

Хотелось бы, чтобы больше внимания и средств уделяли сфере культуры, особенно музеям, архивам, библиотекам

Каждые два года музей организует конкурс мастеров-изготовителей домбры «Аңыз домбыра» с целью восстановить природное звучание домбры и популяризовать ее изготовление. Мастеров очень много, есть даже отдельный зал под их работы. Также в музее есть ортеке — начало казахского кукольного театра. Музыкант играет на домбре, лесками соединяет пальцы с деревянными козликами, и они начинают прыгать и танцевать. Так раньше развлекали детей. Инструмент сделал Ердос Рахымбеков, с ним Абдулхамит Раимбергенов выиграл на международном фестивале.

Работать интересно, но единственное, что не нравится — маленькая зарплата. Хотелось бы, чтобы больше внимания и средств уделяли сфере культуры, особенно музеям, архивам, библиотекам. Из приятного нравится делиться своими знаниями и умениями и то, что каждый день встречаешь новых людей. Посетители могут рассказать истории, которые невозможно найти в книгах. Так мы дополняем свои знания и информацию об инструментах или жизни и творчестве знаменитых людей. Это самое приятное и лучшее, что мы делаем каждый день.