Совместно со Stories of Central Asia мы продолжаем серию спецпроектов «American Dream» в которых прогрессивные казахстанцы рассказывают о том, как устроена американская система образования, какова жизнь за океаном и почему они вернулись на родину.

Во втором выпуске поговорили с юристом и арт-дилером Жибек Карамановой, предпринимателем в сфере образования Айгерим Хафизовой и разработчиком программного обеспечения Канатом Базаралы.

Сан-Франциско, штат Калифорния

Денвер, штат Колорадо

Трой, штат Иллинойс

Эймс, штат Айова

Провиденс, штат Род-Айленд

Кембридж, штат Массачусетс

Нью-Йорк, штат Нью-Йорк

Выберите историю

Айгерим Хафизова

31 год

предприниматель в сфере образования

Обучалась по программам Fulbright Foreign Student Program — Нью-Йорк, США;

Проходила стажировку по Muskie Program — Сан-Франциско, штат Калифорния, США;

Тренер в TechCamp

О программе Fulbright

На программу Fulbright поступила не сразу. В 2009 году подавала в первый раз, дальше этапа собеседования не прошла.

Когда поступала во второй раз, у меня был ментор Альмира Закиева, выпускница Гарвардского университета по программе Muskie. Она критиковала мое эссе, давала обратную связь — это позволило мне улучшить мотивационное письмо и основательнее подготовиться к интервью. Мне кажется, в жизни очень важно иметь учителей и менторов, их опыт и знания способны быстрее привести к результату. Уже по приезде из США мы с Альмирой записали онлайн-курс «Я хочу учиться за рубежом», где собрали советы для тех, кто хочет поступить в магистратуру в США по стипендиальным программам. Онлайн-курс бесплатный, его можно найти на портале Udemy. Я рада, что получила стипендию именно во второй раз, так как к тому моменту уже лучше понимала, почему хочу обучаться по этой программе.

Училась по программе Masters in Education Management and Policy Studies (магистратура в менеджменте образования и политики) в State University of New York at Albany.

Стипендия Fulbright пользуется среди американцев большой популярностью и поможет открыть ее обладателям многие двери. У Paul Simon даже есть песня “I Know What I Know” про девушку, которая получила стипендию Fulbright.

Об учебном процессе

Я окончила бакалавриат в КИМЭП, поэтому на момент обучения в США уже была знакома с американской системой образования. Повезло, что профессоры позволили адаптировать программу под мои цели обучения: изучать предметы и проводить исследования по темам, которые мне интересны. В американской системе высшего образования у человека много свободы и автономности в процессе обучения. За время учебы смогла пройти стажировку в трех компаниях, посетить несколько топовых конференций в сфере образования, исследовать темы предпринимательства и технологий.

О стажировке по Muskie Program и онлайн-курсах

Стажировка по программе Muskie запустилась в 2015 году и мой выпуск как раз попал на этот период.

Muskie Program позволяет стипендиатам программы Fulbright пройти стажировку в компаниях США. Я подала на эту стипендию, прошла отбор, получила финансирование и разрешение на стажировку. Сложность заключается в том, чтобы компании выбрали именно тебя, так как конкуренцию составляют лучшие умы со всего мира.

По Muskie Program проходила стажировку в двух топовых компаниях в сфере образования и технологий — Pathbrite и Udemy, которые находятся в Кремниевой долине. Эти стажировки стали для меня life-changing. Поняла, что с помощью технологий студенты в любой точке мира, где есть компьютер и интернет, могут обучаться у профессионалов и применять полученные знания для улучшения своего уровня жизни, получения работы и возможностей.

В Pathbrite тесно работала с их основателем и CEO Хизер Хайлз и училась у нее предпринимательству. В Udemy работала в команде контента и продукта по онлайн-обучению; проводила исследования по рынку Бразилии, Японии, Германии, чтобы понять зарубежных стажеров компании; училась тому, как делать онлайн-курсы, которые люди любят, готовы покупать и проходить до конца. Именно этот опыт вдохновил нас уйти в бизнес и технологии и открыть Edgravity.

После учебы в США я стала решительнее, храбрее, и уже не боюсь идти на большие риски

О тренерстве в TechCamp

В рамках программы TechCamp я была приглашена тренером по онлайн-обучению в Бразилию, Индию, Таиланд и Израиль.

TechCamp — программа, которая финансируется Государственным департаментом США. Наша задача, как тренеров, заключалась в обучении людей в этих странах новым технологиям, онлайн-образованию, чтобы они могли в дальнейшем применять полученные знания в работе.

Всегда считала себя гражданином Земли, но во время карантина поняла, что очень люблю свою страну

О возвращении в Казахстан и своем деле

США — центр инноваций, где учатся и работают лучшие умы мира. Там почему-то сильно ощущаешь, что все возможно и при желании откроются любые двери. После обучения в США и работы за рубежом в сфере онлайн-образования я вернулась в Казахстан и мы с командой основали образовательную компанию Edgravity.

Наша миссия — влюбить людей в обучение, предоставить качественные знания и опыт каждому, а главное — сделать этот процесс приятным. Наши онлайн-программы и курсы, созданные совместно с партнерами, топ экспертами из Казахстана и из-за рубежа, готовят к успешной карьере, жизни и навыкам будущего: digital-маркетинг, дизайн-мышление, lifelong learning и другим.После учебы в США я стала решительнее, храбрее, и уже не боюсь идти на большие риски.

О любви к родине, главных достижениях и мечтах

Всегда считала себя гражданином Земли, но во время карантина поняла, что очень люблю свою страну. С детства понимала, что хочу сделать что-то полезное для всей планеты, но сначала надо начать с родины. Работа и учеба за рубежом позволили мне набраться необходимых знаний и опыта и использовать их в работе в Edgravity. Моя мечта совершить полет в космос и сделать глобальную революцию в образовании.

Тем, кто все еще в поиске себя и планирует поступать в США, советую обязательно поработать, пройти стажировку в той области, в которой хотите обучаться до поступления в магистратуру. Это поможет вам сделать осознанный выбор.

Гульнар Каимовна

директор интерната города Каскелен

Канат Базаралы

34 года

разработчик программного обеспечения

Обучался по программе Fulbright Foreign Student Program в Bentley University — город Уолтем, штат Массачусетс, США;

Проходил стажировку по Muskie’19 Program — город Денвер, штат Колорадо, США;

Ментор в Technovation

О Fulbright Program

По Fulbright Program обучался в Bentley University по программе MBA (мастер делового администрирования Прим.ред.) в городе Уолтем штата Массачусетс. Это небольшой университет, рассчитанный на 6 000 студентов бакалавра и 1 500 студентов магистерских и докторских программ. Университет знаменит своими финансовыми программами на северо-восточном побережье США и был основан в 1917 году как школа для белых мужчин бухгалтеров.

Идея получить степень MBA в США появилась где-то за 3-4 года до поступления. Узнал о программе через EducationUSA и American Corner. В один из дней American Corner проводили discussion club с выпускником программы Muskie, где я познакомился с тогдашним координатором образовательных программ Майрой. Она организовывала несколько ивентов, связанных с грантовыми программами правительства США, благодаря которым узнал, что Fulbright допускает обучение MBA.

Подавал на программу Fulbright два раза. В первый раз в 2017 году — тогда я дошел до этапа интервью. В тот же год также подавал на программу DAAD (Германия) и Chevening (Великобритания). Когда пробовал поступить во второй раз, выбор пал только на Fulbright, так как к тому моменту точно понимал, что изучать бизнес лучше всего в США, где зародились большинство мировых кейсов и проектов. Думаю, это связано с их потребительской культурой и философией бизнеса “grow fast or die”.

О процессе обучения и его плюсах

Процесс обучения в США во многом отличается от казахстанского. Главное отличие в том, что каждый профессор сам выбирает, как будет устроен его курс, сколько будет экзаменов, в каком виде они будут проходить и прочее. Также профессор определяет, сколько будет самостоятельных заданий и работ в группе. Приходится особенно тяжело, если в семестре больше трех предметов, так как экзамены и задания накладываются друг на друга и возникает постоянное ощущение, что ты что-то не доделал.

Из плюсов — по большинству изучаемых предметов было много интересных видео на YouTube и LinkedIn Learning. Можно было также обращаться за консультацией к профессору по e-mail или в определенные часы приема. Так вы убиваете двух зайцев: лучше усваивается материал и профессор запоминает вас как активного студента. Это может быть очень важно, если вам слегка не хватит баллов на экзамене, но только в том случае, если вы действительно владеете материалом. Профессор не станет ничего за вас решать и не подскажет правильного ответа, он только направит, поскольку большой упор делается на critical thinking.

Программа Fulbright — это, в первую очередь, знакомство с невероятными людьми со схожими взглядами и открытым к новым знаниям. В начале у многих студентов складывается ощущение, что мы все оказались здесь по ошибке — с вами может обучаться человек, изучающий ядерную физику; инженер, который мечтает перенять опыт у США по сохранению питьевой воды в своей пустынной стране; человек, разговаривающий свободно на пяти языках; и это не весь список тех, с кем вы успеете пообщаться за время учебы.

Еще Fulbright — это качественное образование и новые друзья, среди которых и профессоры.

Третье — это опыт проживания в другой стране без прочных связей. Главным выводом из обучения в Америке для меня стало то, что надо было ехать женатым.

Поразило то, насколько американцы ориентированы на результат, при этом, имея довольно расслабленную культуру

О стажировке по Muskie Program

Проходил стажировку по Muskie Program в 2019 году. Стажировался в стартапе Fare Harbor — это часть холдинга Booking, которое занимается созданием и сопровождением сайтов для экскурсионных компаний и бизнесов в сфере развлекательного туризма. Я начал как стажер-аналитик SEO и занимался автоматизацией некоторых процессов.

Найти хорошую стажировку в Америке без рекомендаций сложно, поскольку компании не заинтересованы в инвестировании знаний и времени в кандидата, который не планирует остаться у них.

Во время стажировки поразило то, насколько американцы в моей компании ориентированы на результат, при этом, имея довольно расслабленную культуру. В компании, где стажировался, была практика еженедельного кофепития со случайно сгенерированным партнером из пула желающих, кроме того можно было самому пригласить кого угодно на чашку кофе. Такая практика помогала нам сблизиться и узнать больше друг о друге. При всем этом на работе стояли три кофемашины, холодильник с фруктами, молоком и завтраками. Каждую пятницу в три часа завозили пиво и вино, после чего работа прекращалась и продолжалась после пяти в одном из локальных баров уже за свой счет. Раз в месяц были вылазки всей командой за счет компании.

Несмотря на атмосферу веселья и дружелюбия, работа кипела, были цели, которые компания пыталась достичь как можно быстрее, и все были максимально вовлечены в этот процесс. Каждую неделю озвучивались лучшие работы, смешные ошибки и достигнутые результаты. Команда также собиралась отдельно по понедельникам для обсуждения последних новостей в индустрии. Все это вместе создавало мощный корпоративный дух и стремление завоевать рынок как можно быстрее, при этом не забывая о веселье.

Несмотря на атмосферу веселья и дружелюбия, работа кипела, были цели, которые команда пыталась достичь как можно быстрее

О менторстве в Technovation

В Technovation я участвовал в 2018 году в качестве ментора для команды из четырех девочек старших классов, которые решили уделить внимание связи общественности с правоохранительными органами через мобильное приложение. Сейчас подумываю об участии в проекте снова, но немного в другом ракурсе: помощи девочкам в подготовке к финальной презентации.

О Казахстане, главных достижениях и мечтах

По условиям программы Fulbright я был обязан вернуться на родину и пробыть здесь два года. Кроме того, у меня было желание реализовать кое-какие проекты в Казахстане, включая speaking club на казахском языке, что я и начал делать.

Сейчас я пребываю в творческом отпуске, частично вынужденным из-за пандемии, частично из-за того, что готовлюсь к новому этапу в моей карьере.

Читателям, которые еще в поиске себя и планируют поступать в США, посоветовал бы использовать бесплатные ресурсы, доступные в EducationUSA, American Corner и других источниках: веб-сайты, журналы, вебинары и ивенты.

Еще один совет — не забывайте про «extracurricular activities» или социальную активность. Это позволит вам выделиться среди остальных кандидатов и, как правило, такие претенденты остаются замеченными на собеседованиях.

В планах основать стартап или попробовать себя в сфере консалтинга. Хотелось бы всерьез заняться менторскими проектами и реализовать задумки по социальному проекту, начать обучать навыкам программирования и креативного мышления подрастающую молодежь.

Жибек Караманова

34 года

юрист, арт-дилер

Обучалась по программе Flex в 12 классе —город Трой, штат Иллинойс, США

О программе Flex

Flex — это уникальная возможность, благодаря которой любой школьник может бесплатно поехать учиться в США и увидеть настоящую Америку, а не ту, которую нам показывают в фильмах.

Конкурс проходил из нескольких туров: первый — тест на знание английского языка, состоящий из 30 вопросов; второй — аналог теста TOEFL, где ты слушаешь различные аудио рассказы, отвечаешь на вопросы, пишешь эссе, делаешь анализ достаточно сложных для иностранного школьника текстов на английском языке. В третий этап входит интервью, сбор документов, заполнение анкет — так отборочная комиссия сможет понять психологическое состояние ребенка: насколько он открыт, коммуникабелен и адаптивен к новому окружению.

Я училась в двенадцатом выпускном классе города Трой, штата Иллинойс. Мне повезло со школой, кураторами и одноклассниками — благодарна им за все.

Основное различие американской системы обучения от нашей — ученики старших классов могут выбирать предметы на изучение и проходить их в любой год. Начиная с девятого класса у школьников есть возможность выбрать и дополнительные предметы: спорт, дебаты, языки, участие в школьном театре и прочее. Я, например, выбрала французский язык, Model United Nations, джаз-оркестр.

Самое сложное для человека в 15 лет, находящегося в другой стране, — не скучать по дому и родным

О сложностях и плюсах

Самое сложное для человека в 15 лет, находящегося в другой стране, — не скучать по дому и родным. Поездка в США стала для меня первой, когда я уехала так далеко и надолго от семьи.

Ребята, поступившие по программе Flex, живут в принимающих американских семьях. Эти семьи — волонтеры, им никто не платит. Я с большой благодарностью вспоминаю свою принимающую семью, до сих пор поддерживаю с ними связь. Это замечательные, добрые и простые люди, которые переживали за меня и на протяжении года относились как к члену семьи.

Главное в жизни, на мой взгляд,  — не быть равнодушным, использовать весь потенциал на благо родных и общества

О правовой деятельности

До создания собственной фирмы в 2016 году я семь лет проработала в различных юридических фирмах, еще пять лет — в крупной инвестиционной компании. Получив двенадцатилетний профессиональный опыт, основала свою компанию KEREMET Holding .

KEREMET Holding — это фирма, которая помимо стандартных услуг, оказывает юридическое сопровождение арт-сделок: составление договоров между галереями и художниками, представление интересов коллекционеров при покупке работ на аукционах или защита интересов художников, музеев, галерей по вопросам авторства, передачи прав.

В состав фирмы входит еще компания Keremet Investment Solutions, которая оказывает услуги по привлечению финансирования, поиску перспективных проектов, стратегическому управлению, управлению личным благосостоянием (wealth management), сопровождению инвестиционных сделок, финансовому консалтингу; а также проект Keremet Art, который занимается продвижением художников, продажей картин, организацией арт-туров, выставок и аукционов.

О Казахстане и местной судебной системе

В нашей Конституции определено, что правосудие осуществляется только судом. В любой стране судебная система не идеальна. Есть вопросы, связанные с затянутыми разрешениями споров, элементами коррупции, неправильной правоприменительной практикой. Недавно узнала, что в суды Казахстана только в 2018 году поступило 4,5 миллиона дел. Это огромная цифра — ежедневно суды должны выносить почти 15 тысяч судебных решений. Естественно, это может отражаться на их качестве и скорости.

Государством должна проводиться еще более интенсивная работа по внедрению мониторинга эффективности и прозрачности каждого судьи, а также развитию арбитража и медиации, например, как альтернативных видов разрешения споров для снятия нагрузки с судов общей компетенции.

Казахстан — родной дом, где я родилась и выросла. Это страна дала мне возможность учиться, зарабатывать, реализоваться, жить в мире и согласии. Главное в жизни, на мой взгляд,  — это не быть равнодушным, выполнять свою работу профессионально, стремиться передавать накопленные знания соотечественникам и использовать весь потенциал на благо родных и общества.

Материал подготовлен при поддержке