В конце декабря 2019 года в Китае началась эпидемия пневмонии, вызванная коронавирусом. В течение месяца вирус распространился за пределы Китая: случаи заражения зафиксировали в США, Тайланде, России, Германии, Японии, Южной Корее, Франции и других странах.

Коронавирус уже негативно влияет на экономику Китая: котировки на китайских биржах упали после новогодних праздников на 8 %. Такие гиганты как McDonald’s, Starbucks, IKEA и H&M закрыли свои точки в некоторых регионах страны.

Поговорили с Андреем Чеботаревым, финансовым экспертом Exante, о том, как на вирус реагирует мировая экономика, что происходит на рынках Китая и чего в такой ситуации ждать Казахстану.

Андрей Чеботарев

аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане и главный редактор телеграм-канала @FINANCEkaz


О влиянии вируса на мировую экономику

Вирус на мировую экономику повлиял негативно. Он бушует на финансовых рынках даже больше, чем в самом Китае. Но так всегда происходит с эпидемиями — так или иначе, они вызывают панику. А Китай, к тому же, одна из основных мировых экономик. 

Падение экономического спроса в Китае и падение роста ВВП Китая способны толкнуть мир в рецессию, поэтому с появлением новостей о вирусе рисковые активы, такие, как, например, рубль и нефть, начали падать. Вся прошлая неделя была в красной зоне. Впервые в истории медь, а это один из основных импортируемых в Китай товаров, падала 12 сессий подряд — такого раньше не было. Это, естественно, больно бьет и по Казахстану, потому что мы экспортеры меди.

Падала также и нефть. Возобновление ее роста зависит от того, как скоро Китаю удастся разобраться с вирусом и получится не допустить вирус в экономику страны. Потеря даже 1 % роста ВВП Китая способна повлиять на международные рынки, так как Китай не только основной производитель товаров, но и потребитель. Если они перестанут потреблять, замедлится их экономика, а после и общемировая экономика. Поэтому вирус так сильно влияет на фондовые рынки.

Позитивные аспекты, как всегда, есть у части рынков, в особенности у фармакологических компаний. Кроме этого, ситуация может восприниматься положительно у частных инвесторов, которые на фоне вируса скупили часть активов дешевле. Например, медь дешевела всю неделю. Те, кто купили ее фьючерсы на Гонконгской бирже, а она открылась раньше континентальной китайской, оказались в плюсе.

Выделение четырех миллиардов долларов Китаем на борьбу с коронавирусом никак не способно повлиять на его экономику. Китай способен перераспределить суммы внутри страны, кроме того, они сэкономили достаточно много средств на праздниках, которые отменили. Я даже не уверен, что четыре миллиарда превышают сумму, сэкономленную на праздниках. Для Китая это капля в море. Часть денег они направляют в инфраструктурные объекты, тем самым поддерживая экономику. Например, госпитали, которые в Китае сейчас активно строятся. Из этого следует наем рабочей силы, покупка цемента, техники, закупка тех же респираторных масок — все это поддерживает экономику. 

О влиянии на Казахстан

Коронавирус напрямую влияет на экономику Казахстана. Во-первых, на курс тенге создается негативное давление. В основном из-за того, что снижаются рисковые активы, от которых мы зависим — нефть, медь и рубль. Тенге хоть и неплохо держится, но в долгосрочной перспективе, если Китай не справится с вирусом, мы недоберем от 0,3-0,4 % до 0,6 % ВВП в следующем году. Если же эпидемия перерастет в пандемию, то это грозит мировым экономическим и финансовым кризисом.

Обычно в таких случаях паника спадала за две-три недели, и рынки возвращались к росту. Но во всех тех случаях с болезнью справлялись. Сейчас мы видим, что интенсивность заболеваемости спадает, но расширяется его география. 

Многие ссылаются на то, что от гриппа и кори умирают больше. Но все те болезни известны и от них есть лекарства, они не способны породить большие изменения. А эта болезнь может стать черным лебедем для финансовых рынков. Она способна толкнуть мир в рецессию из-за падения потребительского спроса и экономического роста в Китае.