Абылайхан Камаладин — владелец агентства «Bloggers», менеджер казахстанских блогеров, таких как Биржан Ашим, Тават, Ратбек. Поговорили с ним о заработке, закадровой жизни, качественной рекламе и будущем Казахстана.

О вайнерах

Знаете, сколько бы мы ни говорили про некоторых ребят, что они влогеры или пранкеры, люди все равно будут называть их вайнерами. Когда вышел первый электрический чайник, все говорили на него тефаль. Подгузники вышли — все называют их памперсами, хотя это название бренда. То же самое и с блогерами. Правильнее — дримсеттеры (dream setters) или трендсеттеры. Люди не хотят так говорить, потому что пока не признают, что публичные деятели приносят много радости. Они зарабатывают намного больше в месяц, чем среднестатистический человек, занимаясь любимым делом. Наш народ привык жить на постоянном негативе, новости так и пугают заголовками. Мы же хотим сделать казахстанцев позитивнее.


Наш народ привык жить на постоянном негативе


Чем больше блогеров в Казахстане, тем лучше. Во-первых, значительно улучшится экономика: доходы прозрачны, налоги выплачиваются. Во-вторых, у успешного блогера с ростом подписчиков растет и чек за рекламный пост. Рекламодатели, в свою очередь, будут требовать высокое качество, благодаря чему индустрия выйдет на новый уровень. И в-третьих, контент блогера не зависит от государства или других структур. Их образ — это свободномыслящий человек, который не боится выражать свое мнение.


Контент блогера не зависит от государства или других структур


Еще в 90-е годы олигархи Казахстана скупили все СМИ, ведь это был некий инструмент управления народом. А сегодня эта власть постепенно переходит к блогерам, потому что они не боятся говорить правду. Да, страницу могут заблокировать, но ее вернут или восстановят. Те же олигархи уже не влияют на контент, блогер никогда не станет его инструментом управления общественным мнением: он играет по новым правилам, которые действуют во всем мире. Большие корпорации пытаются выкупить страницы в Instagram, ведут Youtube-каналы, но тщетно. Люди подписываются на определенного человека, сумевшего преподнести себя как личность. Индустрия продолжает расти, и здесь нет места серым кардиналам.


Индустрия продолжает расти, и здесь нет места серым кардиналам


Возраст — не показатель успешности блогера, это некая каста, где можно начинать карьеру с одного годика — как Алим Юсупов (сын Армана Юсупова и Карины Оксукпаевой, членов команды Yuframe — Прим. ред). Хорошо шутить недостаточно, нужно постоянно генерировать идеи, верить в себя и по-настоящему любить то, что делаешь. В противном случае тебя ожидает провал: страница затихнет, человека забудут. Образ на экране может сильно отличаться от образа в жизни, но это не значит, что человек врет. У каждой личности есть пять-шесть психотипов, и есть персонаж, которого он грамотно преподносит на экране. В основном люди с позитивным, смешным контентом, юмором на высоком уровне — в жизни серьезные и целеустремленные.


Хорошо шутить недостаточно, нужно постоянно генерировать идеи, верить в себя и по-настоящему любить то, что делаешь


О рекламе

У меня есть агентство «Bloggers», в котором я веду дела с блогерами всех платформ — Instagram, Facebook, Telegram. Я продаю ответственность, гарантию того, что блогер в итоге не сольется. Мы выполняем заказ в указанные сроки, качественно и, главное, подаем информацию интересно. Блогеры хотят сотрудничать со мной, потому что знают, что я смогу урегулировать все вопросы между заказчиком и исполнителем, найти компромисс и провести разговоры в деловой, а не истеричной форме.

Раньше я работал заместителем директора департамента коммуникаций Каспийского университета, где набрался опыта. С блогерами сотрудничаю уже год, за это время оборот составил 44 000 000 тенге. Всегда работал один, а агентство основал только недавно. Мы работаем по контрактам, выплачиваем все налоги. Среди брендов, с которыми мы сотрудничали — LG, Nokia, Huawei, Samsung, Asus, HP, Sulpak, Sprite, PepsiCo, Lays, KFC, «8 озер», приложение «Рахмет», «Альфа-Банк» и многие другие. Половина клиентов до сих пор работают с нами.

Реклама, которую мы делаем, намного лучше и качественнее той, к которой все привыкли. Это новый формат, который постоянно совершенствуется. Я умею повышать чек за каждый upgrade, а клиенты готовы платить, потому что результат полностью оправдывает их ожидания. Коридор цен начинается с 80 000 тенге за stories до 1 200 000 тенге за рекламный видео-ролик. За услуги беру 20 % от суммы сделки. Мне кажется, в ближайшие годы цены вырастут до 2 500 000 тенге за пост.


За услуги беру 20 % от суммы сделки


В начале декабря 2017 года я продал 24 рекламных ролика от разных блогеров. Из них нужно было отснять 19 видео до 23 декабря. Это был самый сумасшедший период: 19 дней подряд мы снимали 19 видео с семью блогерами для 11 брендов. В начале месяца думал, что попал: невозможно выполнить такой объем работы. Никаких планов, алгоритмов делать не стал, просто работал без перерыва и практически не спал, а стресс заедал. В сроки уложились, но с 65 килограмм я поправился до 88! Сейчас работаю через CRM-систему (Customer Relationship Managment System), благодаря которой все процессы налажены, а мой вес — стабильные 75 килограмм. Это специальная система управления взаимоотношений с клиентами: работа переведена в цифровой формат, через который видно, как проходит процесс. Многие бизнесмены ее используют.

Есть такие блогеры, с которыми мне не хочется вести дела. Сегодня они рекламируют телефоны Samsung, а завтра LG — это неправильно. Помимо качества и ответственности, я гарантирую рекламодателям лояльность, добросовестность. Также мне важны честные результаты, никаких накрученных просмотров быть не должно. Сотрудничество с крупными брендами — это не только солидный чек, но и показатель репутации блогера.

Каждый третий рекламодатель не согласен с предлагаемым сценарием. Мы защищаем идею до конца и в итоге оказываемся правы. Каждый блогер знает свою аудиторию, как преподнести продукт так, чтобы его запомнили. Рекламные агентства привыкли жить в своем мире начала 2000-х и делают все по стандартам Котлера (Филип Котлер, автор книги «Основы маркетинга», 1984 год), не понимая, какие сейчас тренды. Бывает и так, что выкладываем рекламный ролик, который не нравится зрителям. Приходится, потому что рекламодатель ставит ультиматум: либо по-моему, либо разрываем контракт. А блогер уже успел потратить деньги.

Все равно в таких случаях цель не оправдывает средства, а знаете, почему? Во многих корпорациях сценарий обсуждают и составляют не маркетологи, не пиарщики, а — вы сейчас удивитесь — юристы. Юрист — не автор, он лишь отвечает за составление. Он никак не должен лезть в рекламу, у него свои дела. Юристы, как правило, те еще хамы, которые, якобы во всем разбираются. Если индустрия начнет рушиться, то по их вине. Реклама становится качественной только благодаря хорошей ориентации блогера в предпочтениях аудитории и ответственности.


Юристы, как правило, те еще хамы, которые, якобы во всем разбираются


Об отказах

Наши цены способны потянуть не все. Иногда компания не может оплатить и 200 000 тенге, хотя считается успешной. Они не желают тратиться, но я всегда стою на своем. У меня нет цели вытащить деньги из корпорации, просто у всего есть своя цена, которую нужно платить, — не меньше, не больше. Это законы рынка.

Сталкивались с косметическим брендом, который оплачивает 2 000 долларов моделям из Таиланда. Чтобы вы понимали, на многих билбордах этого бренда по Алматы изображены не казашки, а похожие тайские девочки. Они считают, что модель из Филлипин или Таиланда — более красивая версия девушки из Казахстана. Когда я это услышал, у меня волосы дыбом встали. Было обидно и стыдно за маркетологов в Казахстане, которые там работают. Когда от них поступают предложения, сразу отказываю. Буду и дальше отказывать, пока не поменяют политику. Меня не слышат, уже пишут напрямую блогерам, предлагают им работу на бартер.


Некоторые считают, что модель из Филлипин или Таиланда — более красивая версия девушки из Казахстана


Помните ребят в Queex (Первая команда вайнеров в Казахстане, состоявшая из четырех участников: Влада Цоя, Марлена Капбара, Исхара Бабазаева, Дияра Жамалдина)? Они раскрутили целый ряд МСБ (малый и средний бизнес), когда только появились — доставка суши, магазины косметики, турфирмы и тому подобное. Малый и средний бизнес подняли именно блогеры и вайнеры. Сейчас я начинаю отказывать всем подобным предпринимателям, время бартеров уже прошло. Если у блогера больше 100 000 подписчиков, то он должен работать за деньги, а не еду.

Есть и обратная сторона, когда сам блогер ведет себя непристойно. В обществе вайнеров у каждого свой круг общения. Бывает и такое, что кто-то недолюбливает другого, но в любом случае относятся уважительно. В этот круг не входит JustKing31 (казахстанский вайнер), более того, он в черном списке у некоторых рекламодателей: либо не так ответил, либо подвел. У него сомнительное будущее: нельзя писать человеку «попади в топ-25, потом пообщаемся», не создавая при этом качественный контент. В мире блогеров бумеранг работает моментально, так что следует уважать друг друга, несмотря на количество подписчиков.


В мире блогеров бумеранг работает моментально, так что следует уважать друг друга, несмотря на количество подписчиков


О будущем

Представьте наших блогеров вроде Ратбека или Биржана Ашима сто лет назад — они были бы сатириками, писателями, акынами. Возможно, век спустя, наших блогеров будут вспоминать так же, как мы сегодня говорим об Абае Кунанбаеве или Ыбрае Алтынсарине. Сейчас кто-то читает и думает: «Вот придурок, что он возомнил о блогерах!» Но они войдут в историю, их будут помнить.


Сейчас кто-то читает и думает: «Вот придурок, что он возомнил о блогерах!»


Во времена СССР пропаганда была сильнейшим оружием, и прототипы сегодняшних блогеров имели некую власть и популярность. Звучит абсурдно, но Абая мы знаем благодаря советской власти, а не казахскому народу. Я считаю, что Мухтар Ауэзов просто выполнил заказ сверху.

В своем инстаграме я писал, что будущее Казахстана будут строить блогеры. Они разнесут коррупцию, оппозицию, сумеют добиться целей без связей и денег. Это обычные ребята с дворов и провинций, которые понимают, что программы вроде «Рухани Жанғыру» не помогут в построении успешного государства. Представьте, что сегодняшние блогеры завтра станут министрами, депутатами, журналистами, актерами, режиссерами. У руля будут стоять ребята, которые принесли позитив в страну и изначально были проводником между пожеланиями народа и возможностями государства. Именно они введут реформы против госслужащих, превышающих свои полномочия, блокировки интернета, проституции в шоу-бизнесе. Чтобы стать частью этой индустрии, важно быть уверенным в своих силах, но в то же время, излишняя самоуверенность — верный путь к провалу. Блогеры Казахстана — это голос народа и улиц, небрежно раскопанных ребятами Байбека.


фотографии: предоставлены героем