Два года назад в Алматы открылся первый BurritoGo — ресторан, специализирующийся на приготовлении буррито, тако и начос. В августе 2018 года его основатели Кайрат Какимжан и Санжар Тлегенов открыли вторую точку на пешеходной улице Панфилова: в этом заведении формат изменился. Новая точка в первый месяц достигла оборота в 15 миллионов тенге и 70 % возвращаемости клиентов. На этом предприниматели останавливаться не планируют и через три года хотят выйти на рынок СНГ.

Мы поговорили с Кайратом и Санжаром и узнали, где они взяли деньги на открытие BurritoGo, зачем запустили цех с собственным производством и какие советы могут дать начинающим предпринимателям.

Жизнь до BurritoGo

Кайрат: Я родился и вырос в городе Семей, окончил там КТЛ. В 11 классе поступил на учебу в США по программе «Болашак». Учился на экономиста в университете Purdue. После возвращения в Казахстан устроился в компанию Procter & Gamble, а друзья, с которыми находился в Штатах, — в Ernst & Young. Они были стажерами с мизерной зарплатой в 80 тысяч тенге, но работали при этом с девяти утра до двух-трех часов ночи. У меня зарплата была в несколько раз больше, а работа казалась легкой.

Мы с друзьями жили вместе, и я видел, как они развиваются и получают новый опыт, поэтому через 4-5 месяцев решил тоже уйти в «Большую четверку» (Прим. ред. — четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги). Более двух лет проработал финансовым аналитиком в департаменте транзакций Ernst & Young. Затем устроился консультантом в компанию «Самрук-Казына» и больше года руководил финансово-экономическими проектами.

САНЖАР: Я родился в Шымкенте. Когда мне было три месяца, мои родители переехали в Москву. Я вырос в этом городе, там же окончил Высшую школу экономики. После получения диплома поехал в Дубай: там пять лет занимался стартапами и работал с казахстанскими инвесторами. Было интересно, но мне все время хотелось в Казахстан, потому что это моя родина, и тут все родственники и друзья. Когда вернулся из Дубая, решил попробовать себя в корпоративной среде и устроился в Ernst & Young, там мы и познакомились с Кайрой. Затем в течение двух лет занимался заводом по производству носочных изделий в Шымкенте. Потом переехал в Астану и работал над IT–проектом, из-за него, кстати, и оказался в Алматы.


Мы — первая казахстанская компания, которая ввела free refills


BurritoGo на Абая

Кайрат: Все началось в ноябре 2016 года: я ушел из «Самрук-Казыны» и решил открыть бизнес. Мы с женой часто готовили полюбившиеся мне в Америке блюда — буррито, тако, начос; также я всегда обращал внимание на работу в разных заведениях: отмечал хороший сервис, замечал ошибки. Поэтому решил попробовать себя в ресторанном деле.

В ноябре 2016 начал искать помещение. Через месяц, 26 декабря, мы уже начали работать. Первый BurritoGo открывал с партнером: заходили 50 на 50 и вложили 14 миллионов тенге. Позже у нас не сошлись цели, он решил выйти из проекта, а его долю выкупил Санжар.

Санжар: Впервые буррито в BurritoGo попробовал в январе 2017 года, продукт понравился и заинтересовал. Через полгода присоединился к Кайре и мы начали работать: перестроили многие моменты, ввели новые позиции, поменяли операционку и поставили бар.

В оборудование на Панфилова вложено больше денег, чем в весь проект на Абая

BurritoGo на Панфилова

Кайрат: Когда в 2016 году я открывал BurritoGo на Абая, была цель реализовать service line — это процесс, когда человек подходит, выбирает ингредиенты, и перед ним все собирают. Но на точке на Абая физически невозможно было это устроить, поэтому мы открылись в формате кафе. Однако идею с service line мы не бросили, и с Санжаром реализовали ее в BurritoGo на Панфилова в июле этого года.

Санжар: Чтобы открыть точку на Панфилова мы взяли кредит под 6 % по льготной программе акимата — «Жибек-Жолы». Процедура заняла два месяца, так как мы рассматривали три банка. Также получили дополнительную гарантию в Фонде развития предпринимательства «Даму».

Кайрат: Официальное открытие BurritoGo на Панфилова состоялось 1 августа 2018 года, но технически мы начали работать уже 17-18 июля. Если сравнивать, оба BurritoGo значительно отличаются друг от друга. Например, на Абая кухня маленькая и там невозможно разместить оборудование, которое стоит на Панфилова. Кстати, в оборудование на Панфилова вложено больше денег, чем в весь проект на Абая.

В кухне на Панфилова просчитан каждый сантиметр для оборудования и движения каждого из наших сотрудников. Перед тем, как открыться, мы полтора месяца потратили на адаптацию: работали в закрытом режиме, каждый день звали по 40-50 человек, бесплатно их кормили, но при этом отрабатывали каждое движение.

Гости видят, как и из каких продуктов все готовится

Санжар: На Абая у нас полноценное кафе с горячими блюдами и баром, а на Панфилова все крутится вокруг одного продукта — буррито. Меню и цены в заведениях разные, да и формат тоже. Сейчас на Панфилова мы готовим буррито, тако, начос, супы, буррито боул, салаты и десерты. Вся прелесть в том, что человек может постоянно получать новое буррито, меняя один ингредиент.

Кайрат: У нас открытый формат кухни. Гости видят, как и из каких продуктов все готовится. Ингредиенты обновляются каждые 40 минут. Также в BurritoGo на Панфилова стоит система free refills (Прим. ред. — покупатель может самостоятельно наполнять стакан напитками неограниченное количество раз). Мы — первая казахстанская компания, которая ввела эту систему, до этого она действовала только в Hardee’s.

Санжар: Сейчас месячный оборот на Панфилова изменился в связи с сезонностью и составляет примерно 10-11 миллионов тенге. Для нового формата и продукта это хорошие показатели, и мы стараемся правильно балансировать доходную и расходную часть. Наша долгосрочная цель — выйти на 25 миллионов тенге в месяц в такой сезон.

Цех и авокадо из Новой Зеландии

Санжар: Недавно мы запустили цех с собственным производством: без него было бы действительно тяжело работать. А свое производство — это контроль себестоимости, качества и независимость от поставщиков.

Кайрат: Теперь в цеху готовятся тортильи, которые мы раньше закупали в Польше. Скоро и десерты свои начнем делать в цеху. Туда же нам привозят долгосрочные продукты, как рис и мука. А на саму точку каждый день завозят овощи. Мы ни в коем случае не храним на складе: для нас важно, чтобы все продукты были максимально свежими.

Санжар: Наша цель — стараться использовать только местные продукты; все ингредиенты закупаем на рынке, кроме авокадо: на него мы подаем заявку каждую пятницу, и в следующий четверг его привозят из Новой Зеландии.

Большая часть наших сотрудников работает по шесть часов пять дней в неделю, и мы знаем, что эти шесть часов они на 100 % отдаются своему делу

Полезный фастфуд

Санжар: Перед тем как открыть BurritoGo на Панфилова, мы много времени уделили созданию концепта и поняли, что наша цель — сделать рынок фастфуда более качественным. Наша основная задача показать людям, что буррито — продукт, который можно есть каждый день без вреда здоровью и фигуре. И вся прелесть в том, что вкус может постоянно меняться. А преимущество — душевный сервис. Мы ценим искренность и продвигаем открытость и в работе, и в отношениях.

Кайрат: Прозрачности придерживаемся и в плане налогов: черной кассы у нас нет, и это правильно. Для нас важнее имидж и рейтинг компании, доверие посетителей и отсутствие скандалов.

6-часовой рабочий день и CRM-система

Кайрат: Мы выстроили определенную систему для наших сотрудников, когда их оклад повышается с ростом продаж. На заработный фонд уходит до 20 % дохода в зависимости от продаж. Большая часть наших сотрудников работает по шесть часов пять дней в неделю, и мы знаем, что эти шесть часов они на 100 % отдаются своему делу. Больше этого времени работать бесполезно, так как на девятый час рабочего дня они настолько устанут, что уже вряд ли улыбнутся гостю.

В BurritoGo на Панфилова с самого начала нанимали 25 сотрудников. Чтобы их отобрать, мы проинтервьюировали 450 человек. Было несколько этапов с тестами, вопросами и командной работой. В течение трех месяцев анализировали эффективность работы и нагрузку каждого в зависимости от трафика гостей и теперь осталось 16 человек, которые работают на 100 % эффективно.

Санжар: У нас внедрена своя CRM-система. Когда гость подходит к кассе, перед ним на планшете открываются два вопроса. Первый — оценить обслуживание от одного до пяти. Если средняя оценка за смену выходит не менее 4,9, значит ребята работают хорошо. Второй вопрос звучит так: «Вы у нас в первый раз, во второй или приходите регулярно?» Это вопрос возвращаемости клиентов, он влияет на недельный бонус сотрудников. К слову, возвращаемость на Панфилова составляет 70 %, и нас это радует.

Отдельные показатели есть и для тим-лидеров, которые отвечают за всю операционку на кухне. Их показатели зависят от самочувствия сотрудников, которые каждый месяц проходят специально разработанный тест из 12 вопросов. Также в течение дня тим-лидер подходит к случайно выбранным посетителям и дает им другой планшет с двумя вопросами: первый оценивает качество продукта, а во втором спрашивается, порекомендует ли человек наше заведение друзьям. Этими вопросами определяется индекс потребительской лояльности, за который начисляются уже ежемесячные бонусы. Кстати, этот показатель у нас тоже довольно высокий — 80 %.

В BurritoGo также действует система роста работников. У нас есть линейный персонал, который включает в себя фронт, кассу и бэк (повара); есть тим-лидеры, а над ними управляющие. Тим-лидеры могут стать управляющими в новых точках, которые мы планируем открыть в ближайшие 2-3 года, и ребята из линейного персонала займут их места, а управляющие могут уйти в другие проекты, над которыми тоже сейчас активно работаем.


Возвращаемость клиентов на Панфилова составляет 70 %


Сложности

Кайрат: Сложности всегда есть. Они были в прошлом, будут и в будущем, но у них всегда разный уровень. Например, сначала мы работали над продуктом, потом разбирались в маркетинге, продажах и операционке, а сейчас погрузились в расходы и системность. Каждый раз перед нами стоит новая задача, и если мы ее решаем, значит, развиваемся.

У нас нет богатых родственников, которые все за нас решат, мы все делаем на свои средства. И есть кредит, который мы взяли на открытие точки на Панфилова, поэтому нам нельзя стоять на месте и крупно ошибаться. Из-за этого, наверное, сразу понимаем некоторые вещи и быстрее растем.

У нас нет богатых родственников, которые все за нас решат, мы все делаем на свои средства

Life is burritoful

Кайрат: Сейчас наша целевая аудитория — студенты, которые знакомы с буррито, а также молодые предприниматели, творческие люди и фрилансеры от 18 до 37 лет. Наш средний чек составляет примерно две тысячи тенге на гостя.

Еще приятно получать предложения от инвесторов, которые заинтересованы в нашем продукте и видят в нем потенциал, потому что, когда мы только запускались и искали инвесторов, в нас никто не верил. А сейчас предложений достаточно, и мы уже пару раз вели серьезные переговоры по продаже части доли бренда.

Мы знаем, что идти сейчас открывать ночной клуб — это не наше

Санжар: Наше преимущество в индивидуальности: мы ни на кого не ориентируемся. Во время создания концепта не брали чужие политики и корпоративную культуру, потому что это не совсем правильно. Сами все выстраивали с нуля, и поэтому нам всегда приятно видеть довольных гостей, которые оставляют положительные отзывы.

Сейчас популярна реклама в инстаграм через блогеров и вайнеров. Мы тоже планировали идти по этому пути, но хочется, чтобы весь наш маркетинг строился на внутренней силе продукта и за счет искренних отзывов наших гостей. Мы его называем «сердечный маркетинг». Если люди будут советовать буррито друзьям, коллегам и родственникам, это будет лучшим продвижением.


Когда мы только запускались и искали инвесторов, в нас никто не верил


Советы предпринимателям

Кайрат: Во-первых, нужно делать: искать максимально опытных людей в своей сфере и советоваться с ними. Еще один совет — верить в себя и свою продукцию, у вас с ней должна быть полная синхронизация. Например, у нас есть разные идеи и концепты именно в сфере HoReCa (Прим. ред. — Hotel, Restaurant, Catering), но мы знаем, что идти сейчас открывать ночной клуб — это не наше. Это не мы.

Санжар: Мы тоже были вдохновленными. Благодаря такому состоянию начинаешь двигаться, но важно правильно просчитывать риски и свои силы, а также понимать, на что ты готов, а на что нет. И надо уметь в какой-то момент отойти и взглянуть на все со стороны.  А еще нужно уметь жонглировать: балансировать работу, личную жизнь, отдых.

Планы

Кайрат: Наша небольшая цель — стать лучшей казахстанской компанией фастфуда. И мы не хотим это доказывать, получая сертификаты или грамоты в Казахстане, мы хотим это доказать тем, что пойдем по СНГ и будем на уровне «Додо Пиццы» (Прим. ред. — международная сеть пиццерий родом из России). Хотим, чтобы у нас была крутая франшиза, которой можно гордиться. Также работаем над запуском гироса — средиземноморского фастфуда и альтернативной версией донера.

Санжар: Если найдем финансового партнера, то в феврале 2019 года планируем запуститься в новом ТРЦ «Forum Almaty». В течение трех лет в планах города Казахстана: у нас есть список локаций, где хотим открыться. Потом уже СНГ, скорее всего, первой будет Москва. Если получится быстрее, будет еще круче, потому что буррито — отличный продукт, и сейчас он становится достойной альтернативой любому фастфуду на рынке Казахстана.

Любимые книги героев

САНЖАР: Одна из последних книг, которая мне безумно понравилась — «Атлант расправил плечи». Энергия и целеустремленность главных героев, несмотря на все, что происходит в мире, вдохновляет и мотивирует. Помимо этого, есть много книг про бизнес, здесь отмечу Гая Кавасаки. Еще мне нравится «От хорошего к великому»: в ней рассказывается, какой должна быть компания, чтобы стать великой, а не просто хорошей. Биографии Стива Джобса и Уоррена Баффета тоже с удовольствием читал. И еще одна шикарная книга — «Теряя невинность: Как я построил бизнес, делая все по-своему и получая удовольствие от жизни» Ричарда Брэнсона.

КАЙРАТ: У меня любимая книга — «Жестокий век» Исая Калашникова, три раза ее перечитывал. В основном читаю книги, в которых можно абстрагироваться от реальности. Люблю такие, где можно провести параллели. Еще я люблю изучать новые направления. Сейчас решил изучить behavioral economics. Брал этот курс, будучи студентом, но тогда не сильно углублялся, а сейчас понимаю, что это довольно интересная область. Также сейчас начинаю читать Ицхака Адизеса. Например, «Как преодолеть кризисы менеджмента».


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал