26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Радиоактивное загрязнение от взрыва затронуло значительную часть Европы. В частности, Украину, Беларусь, а также Брянскую и Калужскую области России. Общая сила взрыва в сто раз превышала мощность ядерного оружия, сброшенного на Хиросиму и Нагасаки.

Для ликвидации последствий мобилизовали около 600 тысяч человек из разных уголков СССР. Это были не только военнослужащие и резервисты, но и рядовые граждане. Почти 32 тысячи из них — жители Казахстана. Рассказываем о вкладе казахстанских ликвидаторов.

Автор Султан Темирхан

Фото: millerarchitects.net

 

«Там была большая доза радиоактивного облучения, но для нас это не имело значения»

Многие казахстанцы в числе первых отправились в эпицентр зараженной территории. Одним из них был Максут Искаков. В 1986 году он, будучи офицером запаса, поехал устранять последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Ему было 34 года. По словам Искакова, их работа заключалась в распылении специальных препаратов по зараженной территории, чтобы очистить ее от радиации.

— Первым делом мы эвакуировали население. Там была слишком большая доза радиоактивного облучения. Но для нас это не имело значения, — рассказывает Искаков.

В Чернобыле ветеран пробыл три месяца. Сейчас у него третья группа по инвалидности. В 1992 году врачи диагностировали ему цирроз печени, который стал прямым следствием радиоактивного облучения. Ликвидатору сказали, что ему осталось жить не более шести месяцев.

— Мои дети работали в посольстве в Англии. Они показали мое дело врачам. Те назначили лечение. В Советском Союзе никакого лечения не оказывали. Умрешь — и все! А в Англии было. Как видите, до сих пор жив, — говорит Искаков.

Сегодня никого из первых сослуживцев Искакова не осталось в живых. Все они ушли из жизни в разное время после устранения аварии.

 

Фото: Игорь Костин / riamediabank.ru

 

Невидимые пули

Еще одним казахстанцем, кто работал в эпицентре зараженной территории, является Абдигали Акпаев. В 2016 году он давал интервью для «‎Радио ‎Азаттык», где рассказал, как его, будучи студентом третьего курса, сначала призвали в армию, а затем, в мае 1986 года отправили на ликвидацию последствий взрыва. Акпаев проработал в Чернобыле 40 дней.

По словам ветерана, на месте аварии разрешалось работать не более двух часов. Служащим не сразу сообщили, что они находятся в эпицентре. Специально оборудованную технику им выдали позже.

Ликвидация аварии сказалась на здоровье ветерана. Акпаев получил инвалидность второй группы. Он рассказал «‎Азаттыку», что постоянно страдает от головных болей, шума в ушах и быстро устает. Другие ликвидаторы сталкивались с выпадением волос и зубов, а также онкологией и болезнями сердца.

Еще один ликвидатор последствий аварии Мейрамбек Байкенов в интервью для «‎Радио Азаттык» от 2021 года рассказал, как его в возрасте 23 лет отправили в Чернобыль. Байкенов проработал в эпицентре пять месяцев, хотя по инструкции допускалось не более четырех. Впоследствии он получил инвалидность. Ветеран рассказал «‎Азаттыку», что ему еще повезло, ведь многие другие его товарищи давно умерли.

— Радиация — это как невидимая пуля. Получается, что в нас «стреляли» как на поражение. Основной диагноз у чернобыльцев — это инсульт, инфаркт, рак кожи и рак крови. Многие умерли […] Мы воевали против невидимого врага, спасали людей, землю, — рассказал Байкенов в интервью для «Радио ‎Азаттык».

 

Фото: Volodymyr Repik / AP Photo

 

Сколько получают казахстанские ликвидаторы?

Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС в Казахстане получают специально назначенное пособие. По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году среднемесячная сумма выплаты составляла 16 560 тенге. Всего в стране по состоянию на 2023 год насчитывалось 798 получателей пособия.

Сумма выплаты варьируется в зависимости от года, в котором ветеран участвовал в ликвидации, а также группы по инвалидности, если человек получил ее впоследствии устранения аварии.

В 2024 году ликвидаторы, проживающие в Акмолинской области, получат единовременную выплату в размере 92 300 тенге (25 МРП). Об этом 15 апреля сообщили в акимате региона. Информации о том, сколько получат ветераны других областей, в открытых источниках нет.

 

Фото: UPPA / Photoshot / VOSTOCK Photo

 

Памятник

В 2016 году, спустя 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС, в Алматы открыли памятник воинам-ликвидаторам. Его установили в сквере имени Ахмета Байтурсынулы. Высота монумента составила 4,5 метра, ширина — четыре. Его создателем выступил архитектор Казбек Жарылгапов.

 

Фото: Яндекс Карты

 

По задумке архитектора, левая сторона символизирует пожарных, которые первыми приняли на себя удар. На данный момент никого из них не осталось в живых. С правой стороны стоят ликвидаторы. Они изображены в защитных костюмах с дозиметрами. Позади них разрушенная станция. Внизу — саркофаг, который возвели над взорвавшимся четвертым энергоблоком.

Ежегодно 26 апреля люди приходят к памятнику, чтобы вознести цветы. Это не только ликвидаторы, но и их родственники, друзья, знакомые и просто неравнодушные граждане страны.

 

 

Фото: natgeofe.com

 

Заболевания

По данным Всемирной организации здравоохранения, с 1986 по 2005 год зарегистрировано около 50 смертельных случаев, напрямую связанных с облучением во время аварии. Большинство, кто ушел из жизни — ликвидаторы. Некоторые погибли в первые месяцы после инцидента, другие — позднее. По мнению ВОЗ, получение высоких доз облучения может стать причиной смерти еще примерно для 2 200 человек. Всего радиации подверглось почти 8,5 миллионов человек, из них 600 тысяч — ликвидаторы.

За 20 лет после аварии выявлено более 4 000 случаев заболевания раком щитовидной железы. Переселению подверглось более 350 тысяч человек. В первые недели после аварии от острого лучевого поражения погибло 31 человек.

— Это была очень серьезная авария с серьезными последствиями для здоровья, в особенности для тысяч работников, подвергшихся облучению в первые дни и получивших очень высокие дозы излучения. А также тысяч людей, которые были поражены раком щитовидной железы. В целом, однако, мы не обнаружили глубоких отрицательных воздействий на здоровье у остальной части населения в прилегающих районах, и мы не можем говорить о широко распространившемся радиоактивном загрязнении, которое могло бы создавать существенную угрозу здоровью людей. За исключением нескольких зон с ограниченным доступом к ним, — объясняет в докладе председатель Чернобыльского форума и эксперт по действию радиации доктор Бертон Беннетт.

 

Фото: kotlasmuzei.ru

 

   

Обложка: natgeofe.com