Петропавловск начало топить недавно, относительно других регионов Казахстана. Вода настигла город 12 апреля: река Есиль разлилась и смешалась с озером Пестрым. Ежегодные подтопления привычны для Петропавловска, но в этом году затопило несколько новых районов города. Помимо этого, у жителей Петропавловска нет чистой воды, несмотря на обратные заявления властей, а также периодически отключают электричество. Рассказываем о том, что происходит в городе, и как живут люди, чьи дома затопило.

Автор Таисия Королева

 

Что происходит в Петропавловске 

Ситуация с затоплением в Петропавловске развивалась очень стремительно. Приход воды ожидался к 12–14 апреля. 14 апреля уже был затоплен мост и более тысячи домов. Перекрыли несколько дорог, в том числе в аэропорт и близлежащие села. Роман Скляр призвал всех жителей эвакуироваться и предупредил, что те, кто откажутся, могут быть подвергнуты административным мерам. По последним данным, в Северо-Казахстанской области эвакуировано свыше 12 000 человек.

 

Фотограф Лев Осинцев

 

В субботу ночью Скляр также отметил, что в Петропавловске имеются запасные источники воды. Несмотря на это, многие горожане сообщили, что у них дома нет водоснабжения. В разных частях города вода появлялась только на короткий срок, после чего снова исчезала.

Местные власти объявили о формировании комиссии для предоставления материальной помощи пострадавшим. Заявления принимаются с 15 апреля в местном исполнительном органе или в отделе занятости и социальных программ Петропавловска.

16 апреля в Петропавловск прилетел Токаев: он провел облет Кызылжарского района, окрестностей Петропавловска и Сергеевского водохранилища. Президент также встретился с эвакуированными жителями, волонтерами и спасателями. Он заявил, что государство примет все необходимые меры по компенсации ущерба и отсрочкам по платежам. 

«Думаю, что ближайшие 10 дней будут самыми критическими, и уже сейчас мы принимаем меры по реконструкции, занимаемся ликвидацией последствий этого бедствия», — сказал президент.

По данным Ne Angime, пострадавших от паводков разместили в 12 эвакуационных пунктах. Там находится 393 человека, из которых 39 — дети. 

 

 

Почему Петропавловск тонет

В 2017 году Кумар Аксакалов, бывший аким СКО, заявлял, что на противопаводковые мероприятия в течение трех лет выделят свыше 7 миллиардов тенге. Тогда же акимат отчитывался о завершении реконструкции дамбы в поселке Кожевенный, длиной более трех метров. На нее выделили 2,6 миллиарда тенге. 

«Мы рассчитали максимально возможный подъем. Проект для нас очень важный, поскольку именно этот район города наиболее пострадал от паводка. Дамба, которую возвели в прошлом году, защитила часть домов. Чтобы уберечь весь поселок, нужна была эта обводная дамба длиной 3,1 километра. Надеемся, что поселку ничего угрожать уже не будет в период половодья. Проект дамбы разрабатывала местная компания, работали в основном североказахстанцы, технику задействовали нашу. Материал максимально использовали местный», — сказал аким в конце 2017 года. 

Сейчас этот район полностью затоплен, а жители эвакуированы. Также под воду ушел самый старый район города — Подгора. Как пишут Ne Angime, паводки показали высокий уровень социального неравенства на примере того, с чем столкнулись жители Подгоры. Это историческая часть города, чью архитектурную ценность часто подчеркивали местные власти. Но это также и более бедный район, и у его жителей недостаточно ресурсов, чтобы защитить свое жилье.

Еще один из пострадавших районов — село Тепличное. Во время паводков 2017 года вода туда не доходила. Житель Тепличного Константин рассказал, что его отец судится с акиматом сельского округа. Судебные разбирательства идут в связи с тем, что часть его участка отдали под строительство дамбы. Однако, по его словам, никакой дамбы на этом месте так и нет, хотя согласно документам, дамба введена в эксплуатацию. Это прокомментировали в акимате Кызылжарского района, заявив, что в 2017 для предотвращения затопления начали разработку проектно-сметной документации (ПСД), а осенью 2018 года возвели защитный вал. Но ввиду отсутствия средств с 2017 по 2022 годы, экспертиза ПСД не проводилась. Однако согласно данным с веб-сайта госзакупок, в 2021 году за разработку ПСД по реконструкции дамбы в Тепличном заплатили 10 миллионов тенге. 

Если верить акимату, то бюджета на дамбу в эти годы не было. Остается непонятным, на что пошли 10 миллионов. 

 

 

Никто не был готов к такому масштабу

Ольга Михальская с семьей живет в селе Тепличном. По ее словам, до этого их никогда не топило. Даже в 2017 году, когда в Петропавловске в очередной раз была серьезная проблема из-за затоплений, их поселок обошло стороной. Но в этом году вода во дворе — около полутора метров глубиной, подтопило баню, подвал, гараж, и если вода поднимется еще, то зайдет и в сам дом. Многие жители Петропавловска не были готовы к такому резкому затоплению. Но, по словам Ольги, ее семья успела подготовиться, хоть и рассчитывала на гораздо меньшие масштабы: 

«Эвакуация была экстренной, ходили солдаты, предлагали помощь. Мы с сыном уехали к родителям мужа, а он остался в доме. У нас было много животных, которых сложно перемещать. Породистые голуби и рыбки, собаки, кошки. Но мы подготовились довольно основательно, хотя и исходили из намного меньших рисков. Еда, лодка, экипировка, генератор — серьезно подошли к вопросу», — рассказала Ольга. 

Жительница Петропавловска Ева рассказала, что они с семьей живут в поселке Мичурино. Она также поделилась, что с таким количеством воды они столкнулись впервые — до этого их дом не затапливало. Буквально за ночь вода стала выше фундамента дома. Последний раз они видели свой дом, когда приезжали забрать кошку, и не знают, на каком уровне вода сейчас.

 

Фотограф Лев Осинцев

 

«Очень жалко дом, мы в недоумении, что с ним сейчас происходит, какие повреждения он получил. Никогда такого не было. Вода со всех сторон поступает. Я не знаю, каким образом будут решать проблему, как они будут откачивать это все, а главное куда», — делится Ева. 

Другая жительница Арина рассказала, что дом ее родителей находится в одном из затопленных районов. Их начали эвакуировать 13 апреля в 7 утра, тогда же она поехала помогать родителям перевозить вещи. По ее словам, вода двигалась очень быстро, и у них было крайне мало времени, чтобы вывезти необходимое: 

«Основную дамбу прорвало, но когда я приехала, другую построили прямо перед нашим домом. Около 9 утра мы уже выбегали из дома, потому что вода очень быстро подступала. С такой скоростью, что люди просто не успевали ничего укрепить. Вода поднялась до фундамента, пара сантиметров на полу в доме. Нам очень повезло, что у нас высокий дом. Остаются просто надежды, что больше она не придет. Бизнес тоже пострадал, так как дороги закрыты, в нашем районе везде вода, сейчас опасно куда-то выезжать». 

Ольга поделилась, что они с мужем готовились к приходу воды, но не рассчитывали, что ее будет так много. Она отметила, что не все ее соседи успели подготовиться. 

«Когда плывешь на лодке мимо всех этих домов, затопленных по крышу, невозможно не чувствовать горя. Люди поднимали технику на стол, а вода пришла по крышу. Таких историй очень много, почти весь поселок», — вспоминает Ольга.

 

 

«Обещания часто остаются обещаниями»

После паводков в 2017 году жителям Петропавловска обещали предпринять все необходимые меры, чтобы такого больше не произошло. Речь шла о строительстве новых водохранилищ или укрепленных дамб. Но теперь у людей возникают вопросы: что было предпринято после предыдущей катастрофы, и есть ли гарантия, что такого не повторится? 

«Я считаю, что либо власть не была честна с людьми, либо сама не осознавала риски. Был такой успокаивающий тон, якобы они строят дамбу, а она защитит. Людям было приятно в это верить, соседи говорили, что вода нас скорее всего обойдет. Но при такой воде даже капитальная дамба могла бы не выдержать, что уж говорить про насыпь. Получается, не было прогнозирования или понимания опасности у акимата? Или надежда на авось?» — говорит Ольга из села Тепличное.

По мнению Евы, таких серьезных последствий можно было избежать, если бы власти подготовились заранее. Теперь ее семья рассчитывает на честную компенсацию понесенных убытков. При этом ей непонятно, куда были потрачены миллиарды тенге, которые должны были выделить на борьбу с паводками. 

Арина рассказала, что когда вывозила родителей, увидела невероятную сплоченность разных людей в борьбе со стихией: от обычных граждан до военных и спасателей. С ней соглашается и Ольга, но считает, что в действиях акимата не было упорядоченности. 

«Было не очень понятно, кто конкретно отвечает за строительство, приезжали какие-то чиновники, обещали очень много. Обещания часто оставались обещаниями. При этом жители объединились, своими силами возили песок, мешки, лопаты, поили чаем солдат. Это сыграло злую шутку с жителями: когда ты столько сил вложил, кажется, что это сооружение хоть чуть-чуть поможет. Акимат вроде активно участвовал в строительстве, присылал солдат, но упорядоченности действий не было. Возможно, не было специалистов. Как только пошла первая вода, по низу насыпи начало течь, и сразу же пошли прорывы. Очень странно теперь читать в некоторых СМИ, что произошел перелив. Насыпь даже не задержала воду», — поделилась Ольга.

 

 

Нехватка чистой воды  

12 апреля в Петропавловске отключили воду. Аким города Серик Мухамедиев заявил, что ледяные массы, пришедшие вместе с водой, повредили столбы электропередачи, из-за чего произошло отключение. После этого в течение трех дней жители города скупили в магазинах всю бутилированную воду. 14 апреля в акимате Петропавловска сообщили, что восстановили поступление питьевой воды, но в соцсетях горожане продолжили жаловаться, что вода непригодна для питья. Журналист Асхат Ниязов опубликовал фото воды, которая поступала после восстановления подачи.

 

 

При этом жители Петропавловска утверждают, что случались перебои и с электричеством, но его восстановили довольно быстро. Из кранов до сих пор течет мутная вода, петропавловцы боятся ее пить. 

«Она неприятно пахнет, страшно ей пользоваться. Но хорошо, что наладили подачу хотя бы такой воды. Когда она отключилась, была паника, в магазинах не осталось пресной воды, знаю людей, которые готовили на минералке. С питьевой водой до сих пор есть проблемы, в магазинах довольно редко бывает вода в пятилитровых бутылках, цена выросла», — сообщила Ольга.

Сейчас жители Петропавловска вынуждены кипятить воду из-под крана, чтобы она стала пригодной для использования. Обычную питьевую воду покупают в магазинах, часть привозят волонтеры из других городов.

 

Фотограф Лев Осинцев

 

Спасение животных 

От паводков страдают не только люди и их имущество, но и животные. Жители спасают их своими силами, но это не всегда удается. Массово погибает скот, который сложнее вывезти из зоны затоплений, а также собаки с кошками. Более 8 000 животных погибли на территории Казахстана из-за паводков.

Как сообщает Ne Angime, петропавловские активисты несколько дней добивались того, чтобы им разрешили спасать брошенных животных. Зоозащитники самостоятельно нашли всю необходимую экипировку и технику и просили дать им разрешение добраться до района Подгора, но добиться этого не удавалось. Ситуация осложнялась еще и тем, что в эвакуационные пункты не пускали с животными.

 

Фотограф Лев Осинцев

 

Кирилл живет в районе Подгора, который сильно пострадал от паводков. Его история стала известна после того как местный видеограф Александр Янцен опубликовал видео, где Кирилл вместе со своей кошкой пришел к эвакуационному пункту, но из-за того, что с животными туда не пускают, ему пришлось уйти. Мы поговорили с Кириллом о том, где он и его кошка живут сейчас, пока не могут вернуться домой.

«Я собрался в эвакуационный пункт, подготовил одну сумку с вещами, взял кошку и велосипед. Как пришел в пункт, мне сказали, что животных туда брать нельзя, а я надеялся, что при пункте будет место для домашних животных. Ну как оставить? Мы в ответе за тех, кого приручили. Мы же любим их. Любовь — это самое прекрасное чувство, которое испытывает человек.

У меня домашняя кошка, на улице она была в стрессе. Я нашел одну девушку, которая согласилась приютить кошку на время эвакуации. Людей добрых и небезразличных к чужой беде очень много. Спасибо вам от всей души» — рассказал Кирилл.

 

 

 

 

Кирилл сообщил, что сам сейчас живет в одном из эвакуационных пунктов. По его словам, там ему вполне комфортно, эвакуированных жителей хорошо кормят, а волонтеры приносят нужные вещи. Кошку зовут Миса, и пока она живет у волонтерки, Кирилл ее навещает.