The Village Казахстан продолжает серию материалов о казахстанцах, которые живут, работают и учатся за рубежом. Мы рассказываем о соотечественниках, их буднях, проблемах и переживаниях, а также узнаем, почему они решили уехать. В предыдущих четырех выпусках мы рассказали о казахстанцах, переехавших в Россию, Германию, Италию и Южную Корею. В этом материале мы поговорили с людьми, которые живут в стране любви, кулинарной культуры и парфюма — Франции.

Валерия Шин, 22 года

Профессиональный повар французской кухни

Город проживания — Париж

Я приехала в Париж в сентябре 2014 года, чтобы поступить в международную кулинарную академию Le Cordon Bleu. У меня есть цель добиться значимых высот в кулинарном искусстве, стать знаменитым шефом во французском ресторане, а после открыть свое дело. Сейчас я работаю поваром в Les Cocottes Christian Constant.

Семья к моему выбору отнеслась с настороженностью: они не ожидали того, что я захочу стать поваром. Я единственный ребенок в семье, и никто не хотел отпускать из родного гнездышка. Только мама сказала: «Бей в одну точку, назад пути нет» и полностью меня поддержала.

Париж — колыбель кухонь мира. Все стремятся в этот город, чтобы познать истинные азы кулинарии. Я влюбилась в порядок, разнообразие вкусов и техник. Именно в Париже ощущаешь постоянную спешку вместе с изящной архитектурой и великолепным стилем османовских домов.


Именно в Париже ощущаешь постоянную спешку вместе с изящной архитектурой и великолепным стилем османовских домов

Мне нравятся французские мужчины, транспортная коммуникация и вкус горячих круассанов. Ни для кого не секрет, что французские мужчины, как и многие европейцы хороши собой. Но лучше просто восхищаться этим со стороны: здесь очень ценится равенство полов, а на деле это счета напополам. Казахские мужчины в этом плане значительно выигрывают. Транспортная коммуникация — это удобство и точность. Все продумано до мелочей и доступно каждому: из пасмурного Парижа можно за пять часов доехать до солнечных Канн. А горячие круассаны — это воздушность и нежный вкус в каждом кусочке.

Во Франции нужно платить за все: налог на квартиру, куда входят страхование квартиры, КСК и налог на проживание в квартире. Последний обязателен не только тех, кто снимают квартиру, но и те, кто владеет недвижимостью.

В первые три месяца было сложно: никто не хотел говорить по-английски, а французский я знала плохо. Из-за этого возникали вопросы с арендой и проживанием, которые помогли решить друзья из Китая.

Здесь ко мне относятся как к китаянке; совсем недалекие приветствуют: «Ни хао». Однажды в академии нас собрали в летнем саду, а один парень опоздал — на вид лет 25, по интонации был слышен русский. Он неожиданно заявил: «Одни китайцы здесь, блин!», на что я ответила: «Да, еще мы вас прекрасно слышим». Так я и подружилась с ребятами, которые говорили по-русски.

Для путешествий в Париже нужно теряться в городе, но лучше всего это делать в центральных садах. А если будет возможность посетить город в теплое время года, то пикники на берегу Сены будут в самое удовольствие.

Хоть я и скучаю по семье и казы, чувствую себя комфортнее в Париже: здесь работа, которую я люблю, и большие планы. Жизнь покажет, где я буду. Сейчас мой дом там, где работа, а после — там, где будут жить дети.

Аккулова Айгерим, 30 лет

Аудитор

Город проживания — Париж

Я училась в Актобе до третьего класса, а потом еще полтора года в Алматы. В 1997 году мы с мамой переехали во Францию. Жили в городе По на юго-западе страны из-за работы мужа мамы. По — красивый и спокойный городок. Пока я училась в collège — с шестого по девятый класс — благодаря отличному географическому расположению города, мы постоянно куда-то ездили: прогуливались в горах Пиренеях, закупались продуктами в соседней Испании и загорали в Биарриц — одном из самых известных курортов Атлантического побережья.

Позже мы переехали в Париж, где я окончила школу и университет. Париж — это противоположный мир по отношению с По: огромное количество людей, изобилие музеев, театров и метро. Здесь совершенно другая энергетика. Поначалу было непривычно и даже страшновато, ведь в По почти не было иностранцев: до последнего года обучения там я была единственной азиаткой в школе.

Сложнее всего было родителям мамы, хотя у казахов и принято, чтобы девушка уезжала в семью мужа — все же до нас никто так далеко не уезжал. Несмотря на расстояние мы поддерживаем постоянную связь с родственниками: раньше писали друг другу письма, отправляли настоящие открытки на праздники и даже посылки. Теперь с аташкой и ажекой разговариваем по видеозвонку и мы каждый день в курсе новых событий через семейный чат в whatsapp.

Я уехала, когда мне было десять лет; школьных друзей, я потеряла, а в По казахов не было. В то время интернет только-только появился, поэтому сложно было знакомиться с нашими земляками, живя в далеко от казахстанского посольства. У мамы была подруга из Алматы, но детей моего возраста не было, поэтому я дружила только с местными ребятами. В школе меня не принимали за иностранку, только учителя относились по-особенному — старались объяснить что-то и говорили: «У вас в Казахстане, наверное, по-другому». Я не говорю с акцентом, поэтому французы часто думают, что я родилась во Франции. Мои друзья-французы порой забывают, что у меня все еще голубой паспорт. В то же время, я часто рассказываю про свою семью, про обычаи и привожу им сувениры из Казахстана. Самые близкие друзья ждут, когда же я выйду замуж, чтоб поехать на свадьбу в Казахстан.


Иногда люди разочаровываются шумом и грязью в городе, ведь приезжали они, чтобы увидеть романтический Париж

Иногда люди разочаровываются шумом и грязью в городе, ведь приезжали они, чтобы увидеть романтический Париж. Мой совет — не стремиться за несколько дней увидеть все самые знаменитые точки города, выбрать несколько интересных кварталов и гулять пешком. Можно посидеть в кафе, прислушаться к разговорам и увидеть больше, чем просто город с тысячами миргантов, забастовками и угрюмыми официантами.

Когда гуляешь по улице, не ощущаешь себя чужой, но стоит начать решать вопросы с бумажками и понимаешь, что у тебя отдельный статус. Бюрократия во Франции — нескончаемые очереди, списки документов, много разных организаций и длительные сроки. Во Франции очень много пособий и социальной помощи, но, чтобы их получить, нужно бегать по всему городу и собирать справки, чтоб отправить их в другое место и ждать, ждать, ждать.

Мне нравится, что французы не считают замужество социальным обязательством. Все мои знакомые, которые решились расписаться шли к этому осознанно, а не потому что так надо. Я даже знаю одну пару, которым за 40, они до сих пор не расписаны, хотя у них уже есть двухгодовалый сыночек. Причина — они не договорились, как хотят провести мероприятие: он хочет большой праздник, а она — маленькую свадьбу в узком кругу друзей.

Французы идут в бар или кафе и могут без проблем заговорить с незнакомым человеком, например, во время перекура, а потом продолжить с ним разговор внутри. Мне нравится богатая гастрономия Франции. Трудно назвать одно блюдо, но думаю нет такого во французской кухне, от чего бы я отказалась. С детства обожаю устрицы и ем все даже самые сильно пахнущие сыры.

Когда я еще училась, то ездила в Казахстан на 2-3 месяца во время летних каникул. Это было классное время, потому что не надо было никуда торопиться. Я успевала навестить всех родственников, отдохнуть на даче, съездить в родной аул. Сейчас из-за работы такой возможности нет, хоть я и летаю домой иногда два раза в год, время пролетает слишком быстро.

Я никогда не работала в Казахстане, и поэтому главная ассоциация со страной — это семья. Я езжу в Актобе или в Алматы, чтоб повидаться с родными. Я уехала, когда мне было десять лет, поэтому друзей детства у меня нет, но я общаюсь с друзьями родных и благодаря интернету завожу новые знакомства. Очень приятно, когда находишь близких тебе по духу знакомых в Instagram или в Facebook, а потом видишься с ними вживую и знакомство перерастает в дружбу. Так, например, несколько лет назад я познакомилась с бьюти-блогером в Казахстане, мы с ней стали близкими подругами, и я периодически пишу бьюти заметки для её сайта. А в скором будущем Instagram-знакомые казахстанки из Англии запускают новый интернет-проект про healthy life style, и они согласились печатать мои статьи в блоге.

Когда читаешь статьи про казахстанцев за границей, видишь очень много негатива. Наверное, людям кажется, что мы «кинули» страну. Но это не так. Казахстанцы всегда общаются между собой, создают ассоциации, организовывают мероприятия. Казахстанцы приезжают в Париж из других городов, чтобы пообщаться с земляками. Несколько месяцев назад, когда умер мой папа, одна из моих подруг здесь пригласила домой на конил шай. Мы поддерживаем друг друга, где мы бы ни были, и эта солидарность очень важна для нас.

Мама и отчим живут здесь, поэтому Франция — неотъемлемая часть моей жизни. Казахстан — первая родина и земля моих предков, а Франция — страна, где я построила себя, как личность. Я люблю обе страны и мне было бы сложно отказаться от одной из них, в пользу другой. Сейчас у меня в планах поработать и пожить в Бельгии. Кто знает, где я буду через лет пять? Но я точно знаю, что в моем сердце Казахстан и Франция всегда будут занимать особенное место.

Торегожин Арман, 22 года

Повар

Город проживания — Париж

Во Франции я проживаю с сентября 2017 года: приехал для обучения французской гастрономии в кулинарной школе Ferrandi. Несмотря на то что профессия повара считается непрестижной в нашей стране, моя семья с самого начала поддержала выбор стать поваром и обучаться данной профессии во Франции. Париж признан городом высокой кулинарии, и здесь самое большое количество ресторанов, которых удостоили звездой Michelin. Французы не любят фаст-фуд, не питаются на ходу, тщательно сервируют стол и обязательно сопровождают трапезу бутылкой соответствующего вина.

Мое любимое место во Франции — парижский рынок Rungis. Это самый большой оптовый рынок продуктов Европы, сюда привозят продукты со всего мира. Рынок работает всего четыре часа в день: с двух ночи до шести утра. Шеф-повара Michelin приезжают сюда в это время, чтобы купить лучшие продукты.


Здесь люди не стараются выставить напоказ какие-то материальные ценности

Отличие менталитета Франции и Казахстана в том, что здесь люди не стараются выставить напоказ какие-то материальные ценности. Французы не выкладывают последние деньги на айфон новой модели, не берут кредит на свадьбу, чтобы блеснуть перед родственниками, и живут скромно и сдержанно. Из минусов можно привести французское метро — грязное, много беженцев. А ночью можно встретить крыс размером со среднюю кошку, которые уже не боятся людей. Однажды, гуляя по ночному Парижу возле Эйфелевой башни, я решил перекусить круассаном в пекарне неподалеку. Расплатившись, случайно уронил его на землю и вдруг ниоткуда появляется огромная крыса и набрасывается на него. Я в ужасе начал пятиться, а через мгновение — на месте одной крысы уже пять. Теперь я всегда держу круассан крепко в руках.

Париж совершенно не приспособлен к снежной погоде: даже при небольших осадках город встает. Метро перестает работать в штатном режиме, автомобили бьются, так как не имеют зимней резины. Из-за отсутствия в городе снегоуборочной техники снег никто не убирает, и все ждут пока он растает сам собой.

Проблема, с которой часто сталкиваются наши соотечественники, — это жилье. Чтобы взять в аренду жилье, нужно предоставить кучу документов на французском языке, депозит в размере трех месяцев аренды жилья, налог на аренду жилья, а также нужен французский гарант, которого часто не бывает у студентов. Да и бюрократия — большая сложность для казахстанцев. Любой документ нужно долго ждать: потерянную студенческую карту — неделю, а кредитную карту — месяц. Паспорт вообще лучше не терять.

Местные жители добры и отзывчивы, могут помочь, если заблудился. Французы изучают английский язык с детства, и многие его хорошо знают. Но если вы вдруг обратились к французу на английском, то он будет делать вид, что не понимает вас, пока вы не изъяснитесь на французском.

Конечно, я скучаю по родителям, родственникам, по Алматы, по Медеу и Чимбулаку и чувствую себя комфортно дома в кругу родителей и родственников. Но если хочешь развиваться, нужно выходить из зоны комфорта. Однако оставаться во Франции я не планирую, так как хочу развивать нашу родную кухню. Планирую открыть заведение в Алматы или Астане — сейчас в поиске места и партнеров.

Шарипов Бексултан, 24 года

Инженер пищевых производств в Lactalis

Город проживания — Анже

Впервые побывал в Париже в 2015 году, мне понравился язык, и страна притягивала шармом. Во Францию переехал в феврале 2017 года — уехал по программе, спонсируемой международной французской Группой компаний по производству молочных продуктов Lactalis. Цель переезда — обучение по программе магистратуры в Высшей Школе агрокультуры в Анже и работа на одном из заводов Группы. После окончания обучения я возвращаюсь в Казахстан.

К моему выбору семья отнеслась позитивно, так как проживание во Франции благоприятно влияет на мою карьеру. Да и я с 18 лет уезжал жить в Алматы, Будапешт, Павлодар по учебе и работе. Сам я из солнечного города Тараз.


Анже напоминает мне Тараз — древний город с памятниками архитектуры XIII века, с небольшим населением и очень теплой погодой

Анже напоминает мне Тараз — древний город с памятниками архитектуры XIII века, с небольшим населением и очень теплой погодой. Конечно, в отличие от Тараза у города есть два плюса: он находится в двух часах от Парижа и является студенческим городком. Помимо Анже я каждый второй месяц езжу стажироваться на завод по производству сыра Saint-Nectaire в маленькую деревушку Конда, в центре Франции и провожу там три недели.

Менталитет и культура Казахстана и Франции сильно отличаются из-за исторического бэкграунда. Они с большей ответственностью относятся к делам, не сильно расточительны и постоянно борются за свободу, равенство, сохранение природы и экологии, за натуральные продукты. Как и казахи, французы не отличаются трудолюбием и пунктуальностью, хотя до нас им еще далеко. Они работают немного, но эффективно; воскресенье — официальный выходной практически во всех учреждениях, даже у супермаркетов и магазинов. Ценности немного различаются: они могут не уступить место более взрослому человеку в метро. Пенсионеры тут катаются на автомобилях премиум класса, а молодежь рассекает на стареньких, малогабаритных.

Французы любят поболтать или почилить на пикнике, на террасе или на балконе, устроив аперитив с бутылкой шампанского или вина. Утро у них не начинается без чашки кофе. Слухи о том, что французы являются любителями лягушачьих лапок — стереотип. Это деликатес, и 80 % населения их даже не пробовало. Хотя улиток кушают чаще, мне же они напоминают вкус грибов. Среди молодежи очень популярен кебаб, правда, он не сравнится с донером в Казахстане.

Архитектура в Анже не сильно отличается от других французских городов, но почти все крыши покрыты натуральным шифером «Ardoise», который производится в этом же городе и в его честь, производят темно-синий шоколад с одноименным названием. Город удобен для жизни: он очень компактен, городские власти бесплатно дают в аренду велосипеды и автомобили жителям. Анже построен на реке, в 15 минутах от центра находится озеро с небольшим пляжем, а недалеко от пляжа — мангалы для барбекю и станция для аренды каяков. Здесь проходят постоянные концерты, фестивали, выставки, цирк и ярмарки. Самым запоминающимся праздником был «Fête de la Musique» (Примечание — Праздник музыки): центр города блокируют, жители выходят на улицу и везде играет музыка.


Богатые не ведут себя так, будто весь мир принадлежит им

Мне нравится, что здесь нет сильного классового расслоения. Конечно, можно увидеть попрошаек в Париже или шалаши для иммигрантов, но это совсем другая история. Во Франции одна из самых высоких минимальных зарплат в Европе и богатые не ведут себя так, будто весь мир принадлежит им. А уровень жизни в деревне не сильно отличается от города. Французы живут под девизом «Liberté, égalité, fraternité», что означает «Свобода, равенство, братство». Здесь все функционирует и работает: дороги чинятся, производство не стоит на месте, города развиваются, а сельское хозяйство — одно из передовых в мире.

Государство участвует во всех аспектах жизни населения, благодаря чему создано большое количество государственных учреждений. Четверть населения Франции является госслужащими. Тут постоянно приходится заниматься административными делами, заполнять какие-то бумаги, отправлять, получать почту, уведомления, пособия и квитанции. Но есть и свои плюсы, государство старается поддерживать более уязвимые слои населения, как и занятостью, так и материально. Например, инвалиды здесь работают, учатся, у них такая же повседневная жизнь, как и у других. А студентам, даже иностранным, государство возмещает часть суммы из аренды жилья.

Здесь к постоянной бумажной волоките прибавляется медленная обработка данных: если в Казахстане банковскую карточку можно получить за несколько дней, то во Франции это может занять месяц. Сейчас я подаю документы для государственного пособия на жилье. Но проблема в том, что в свидетельстве старого образца мое имя написано от руки, более того первое имя зачеркнуто — родители решили поменять на нынешнее имя. Сейчас в правительстве просят заменить документ на новый для принятия досье, потому что во Французской республике документ не должен иметь зачеркиваний.

Когда я переехал во Францию, не знал французского языка, но жил во французской семье и ходил на курсы. Первые полгода дружил только с иностранными студентами. На самом деле, азиата во Франции не встречают с распростертыми объятиями, тем более, если не знаешь языка. Местные при первой встрече принимают меня либо за китайца, либо за японца. Они к азиатам относятся с осторожностью, потому что считают представителей этой расы странными. Но когда узнают, что я из Казахстана, у всех появляется интерес. Треть владеет информацией о нашей стране, другая треть знает что-то недостоверное, оставшаяся — ничего не знает. Сейчас я разговариваю на уверенном французском, у меня есть друзья в городе, и многие знают казаха по имени Бекс. Зная чей-то язык, ты всегда будешь почтенным гостем. На самом деле, в каждой нации все люди разнообразны, и везде можно найти своего человека. Глобализация: вроде жили и росли в разных континентах и темпе развития, но общих тем достаточно.

Хоть Франция и занимает небольшую территорию, здесь можно много чего посмотреть. Стоит посетить большие города — Париж, Бордо, Лион, Нант, Тулуз, Марсель, Монако, Канны, Ницца. Правда, я половину еще не видел. Стоит побывать на французских пляжах, увидеть замки, Мон-Сен-Мишель и попробовать вина, сыры в местах, где они производятся. В Анже необходимо посетить Замок Анже, Галерею Давида, парки, озеро, бар под открытым небом на берегу реки «Le Héron carré».

Больше всего скучаю по людям: по семье, близким, друзьям. Скучаю по нашей кухне, по Алмате и по Таразу. На самом деле, хочу летом поехать вместе с друзьями-французами домой в Казахстан, показать Астану, Алматы, Тараз, нашу повседневную жизнь, красивых девушек. Кстати, некоторые друзья иностранцы уже ездили в Казахстан. Им понравился Алматы, считают, что он похож на европейские города, а Астану называют городом будущего.

Чувствую себя одинаково комфортно, как и в Казахстане, так и во Франции. Если смотреть с социальной точки зрения, во Франции все делается для людей. Высокая зарплата, страхование, социальные поддержки, удобства города, культурно-развлекательные программы, ну и море недалеко. Но все же я приверженец поговорки: где родился, там и пригодился. Сейчас такое время, что Казахстан начал делать большие шаги в будущее, но при этом, в стране много вещей, которые необходимо усовершенствовать. Многие уезжают и находят свое счастье за границей. Не лучше ли познать счастье и строить его дома для других?